Церковь в первые послевоенные годы

9 мая 1945 года безоговорочной капитуляцией Германии закончилась Великая Отечественная война. В первые годы после неё государство не стесняло Церковь в окормлении верующих, по крайней мере, людей старшего поколения. Атеистическая пропаганда в том виде, в каком она велась в два первых десятилетия советского периода, не возобновилась после войны. Упор делался не на антирелигиозную пропаганду, а на распространение естественнонаучных знаний.

Православную Церковь не затронул идеологический террор против литераторов, художников, музыкантов, начатый в 1946 году. Знаком благоволения советской власти к священноначалию Русской Православной Церкви явился указ Председателя Верховного Совета СССР о награждении Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени.

В 1945-1946 годах Совнарком рядом постановлений предоставил Патриархии, епархиальным управлениям и приходам право приобретать транспортные средства, покупать и строить дома, производить церковную утварь. В каждом отдельном случае для этого требовалось специальное разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви. Серьёзным шагом навстречу Церкви было освобождение из лагерей тех священнослужителей, у которых к этому времени закончился срок заключения. В другое время добавляли ещё лет пять за надуманные преступления, лишь бы священнослужители не оказались на свободе.

В послевоенные годы росла численность епископата Русской Церкви. К 1949 году он насчитывал уже 74 архиерея, занимавших кафедры в пределах нашей страны, в том числе Патриарх, пять митрополитов, 21 архиепископ, 47 епископов. Продолжалась передача церковным общинам храмов. За 1944-1947 годы Русской Православной Церкви было передано 1270 храмов. Их общее число составило на 1 января 1948 года 14 329. Около 2500 из них были зданиями, храмы, принадлежавшими до 1946 года униатской Церкви.

В течение 1948 г. было открыто 148 новых храмов, и на 1 января 1949 г. Русская Церковь имела уже 14 477 действующих храмов. Статистика эта была секретной, точными сведениями о количестве приходов располагал только Совет по делам Русской Православной Церкви. Сама Патриархия таких данных не имела. А в открытой печати, в основном предназначенной для зарубежных читателей, назывались до 25 тысяч храмов, якобы переданных верующим. Особо ценные в художественном и историческом отношении храмы не передавались Церкви. Музеями оставались кремлёвские соборы в Москве, Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы Ленинграда, Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

На 1 апреля 1946 г. в клире Русской Православной Церкви состояло 9254 священнослужителя. Многие из них в период между мировыми войнами жили в пределах Польского государства - на Волыни, в Западной Белоруссии и в Галиции, чаще всего они и родом были из этих мест, и там же получали хиротонию. Крайне невелико было число священников, которые с 20-х по 40-е годы постоянно пребывали в своих приходах. Значительную часть составляли исповедники, пережившие тюрьмы, лагеря, ссылку, иногда и смертные приговоры, которые были заменены пожизненным заключением.

Священнослужители, рукоположенные в послевоенные годы, составляли только десятую часть духовенства, и большинство из них были искренне преданы Богу и Церкви, воспитывались в верующих семьях, были сыновьями или внуками клириков. Заметную долю среди них составляли демобилизованные солдаты и офицеры, которые из военного опыта вынесли глубокую и твёрдую веру в Промысел Божий. Следует отметить, что относительно стабильная и материально обеспеченная в послевоенные годы жизнь духовенства привлекала и людей маловерных, склонных к стяжательству. Своих сотрудников в среду духовенства внедряло НКВД.

Советские люди, перенёсшие тяготы войны, потерявшие своих близких, потянулись в храмы Божии, ища в них утешения. Многие не утратило веру в годы гонения на Церковь, но из-за отсутствия рядом храмов, а чаще по малодушию открыто посещать церкви не решались. Население западных областей Украины и Белоруссии осталось религиозным почти полностью, за исключением тех, кто старался продвинуться по службе, да, пожалуй, и их атеизм был лицемерным. Верующей и православной осталась русская деревня. В городе ситуация была более плачевной, особенно в среде новой советской интеллигенции.

В 1939 году, ко времени воссоединения западных областей, на территории Советского Союза не осталось ни одного монастыря, но после включения в состав государства Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины Русская Церковь имела уже на своей канонической территории 64 монастыря. Во время Великой Отечественной войны в оккупированных областях открывались новые обители, и к концу войны число их достигло 101.

Ряд монастырей, возобновлённых с разрешения оккупационных властей, прекратил своё существование в послевоенные годы. Поэтому на 1 января 1948 года осталось лишь 85 обителей. Почти все они находились на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике. В Российской Федерации числилось всего 2 монастыря. Один из них - Успенский Псково-Печерский, оказался на территории России после возвращения ей восточных районов Эстонии. Другой обителью была Троице-Сергиева лавра, священноархимандритом которой по традиции состоял Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Решение о возвращении лавры Церкви принято было в 1945 году, но первое богослужение в восстановленном Успенском соборе было совершено лишь на Пасху следующего года. Лавре были возвращены мощи преподобного Сергия, святителя Московского Алексия, святых Виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия и некоторые другие святыни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: