Состояние Церкви в 70-годы

В 70-х годах в печати за рубежом появился чрезвычайно характерный документ - «Извлечения из отчёта Совета по делам религий членам ЦК КПСС» за 1974 года, подписанный заместителем председателя Совета В. Фуровым. Отчёт этот озаглавлен «Церковные кадры и меры по ограничению их деятельности рамками закона». Особенно важен раздел документа «О составе епископата Русской Православной Церкви и усилении политической работы с ним в институтах государства», который начинается со статистических сведений о епископате.

В пределах СССР Русская Церковь имела в начале 60-х годов 73 епархии, а в 1974 - только 67, причём число правящих архиереев было значительно меньше - 58. Это значило, что многие епархии возглавлялись временно управляющими епископами, которые были правящими архиереями в соседних епархиях. Средний возраст архиереев, подсчитали в Совете, 58 лет, средний стаж архиерейского служения - 12 лет. Из 58 правящих архиереев до 1945 года были хиротонисаны во епископа четверо.

По образовательному цензу архиереи распределялись так: высшее духовное образование имели 44 архиерея, семинарское – 11. Кандидатов богословия было 28, магистров 6 и докторов 3 (Патриарх Пимен, Ленинградский митрополит Никодим и Рижский архиепископ Леонид). 19 епископов было выпускниками МДА и 19 ЛДА. Светское высшее образование имели 7, среднее 22 и неполное среднее 29 епископов.

В. Фуров пишет в отчёте о подконтрольности Патриархии его учреждению. Он пытается убедить политическое руководство страны в лояльности всего епископата правящему режиму: «Многолетние наблюдения, глубокое изучение настроений правящих архиереев ещё раз подтверждают, что епископат лояльно относится к советской власти». В то же время непосредственно из текста отчёта видно, что полного доверия Совета не заслуживает ни один из охарактеризованных в нем архиереев.

По степени лояльности архиереев советской власти В. Фуров условно разделяет их на 3 группы. Первая из них характеризуется таким образом: «Правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, строго соблюдая законы о культах и в том же духе воспитывают приходское духовенство и верующих».

Вторая - «правящие архиереи, которые стоят на лояльных позициях к государству, правильно относятся к законам о культах и соблюдают их, но в своей повседневной административной и идеологической деятельности стремятся к активизации служителей культа и церковного актива, выступают за повышение роли Церкви в личной, семейной и общественной жизни с помощью модернизированных или традиционных концепций, взглядов, подбирают на священнические должности молодёжь, ретивых ревнителей православного благочестия».

Наибольшие опасения у автора доклада вызывает третья группа, о которой он пишет так: «Это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые из них религиозно консервативны, другие способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих - замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них и на должностных лиц местных органов власти».

«За последние годы, - утверждает автор доклада, - нами разработана чёткая и широкая система воспитания епископата, а через него и рядового духовенства, в политическом плане, формирования у них патриотизма, гражданского долга, уважения к законам и деятельности советского правительства. А это даёт заметные положительные результаты».

В 70-х годы в результате продолжающейся миграции сельского населения в города некоторые сельские приходы прекратили своё существование, а новые храмы в промышленных городах открывались исключительно редко. В докладе, с которым Святейший Патриарх Пимен выступил на конференции, посвящённой 60-летию восстановления патриаршества (6 мая 1978 г.), он сказал, что за последние месяцы в СССР было построено 4 церкви и открылось 7 новых приходов.

Такое количество новых церквей и приходов и в самой малой степени не могло удовлетворить огромную нужду в церквах больших промышленных городов, где часто не было ни одного православного храма. В полуторамиллионном Горьком в 60-70-х гг. оставалось только три церкви на окраинах. Многократные прошения православных жителей города, под которыми стояло более тысячи подписей, адресованные местным и центральным властям, оставались без положительного ответа. На Камчатке, Сахалине, Чукотке, Колыме, Курильских островах не было ни одного православного прихода.

За пять лет, с 1971 по 1975 годы число приходов Русской Православной Церкви с 7274 сократилось до 7062, в 1976 г. насчитывалось уже только 7038 приходов. В среднем закрывалось по прежнему около 50 приходов в год. В последующие 5 лет темпы закрытия были несколько приторможены, закрывалось до 6 приходов ежегодно. Но в 1981 году Русская Православная Церковь насчитывала всего лишь 7007 приходов.

Крайне серьёзной для Церкви оставалась кадровая проблема. В 1971 году Русская Церковь насчитывала 6234 зарегистрированных приходских священников, в 1972 году их было 6180, а на 1 января 1975 - только 5994. По данным Совета за 1974 года 18% священников имели высшее богословское образование, 39,6% - среднее духовное образование (семинарское). Среди рукополагаемых священников около тысячи не имело богословского образования, и только часть клириков получала его потом, обучаясь заочно. Более половины священников имели только начальное общее образование. Средний возраст духовенства приближался к 60 годам.

Вынужденные рукоположения лиц, не получивших богословского образования, а часто и с недостаточным общим образованием, негативно сказывались на общем уровне духовенства. Но важнее были религиозно-нравственные качества священнослужителей, наличие у них пастырского призвания. Поэтому даже малообразованные иереи, верные Богу и Церкви, отдававшие все свои силы духовному окормлению паствы, привлекали к себе любовь прихожан. Бывали, конечно, и неудачные священники, но в целом, большая часть духовенства исполняла свой пастырский долг. Совет по делам религий в отчёте для ЦК КПСС за 1974 год, вынужден был признать: «Все же духовенство - опытный идеологический противник. Оно имеет многолетнюю практику обработки верующих, умеет воздействовать на них, вести проповедь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: