Деятельность отца Димитрия Дудко

Среди пастырей, трудившихся в 70-е годы, следует выделить священника Димитрия Дудко. За год ему удавалось крестить до 400 взрослых людей, большинство из которых становилось ревностными прихожанами. В своих проповедях о. Димитрий, нарушая неписаное табу, затрагивал больные общественные темы: падение нравов, распространение пьянства, разрушение семьи. При этом он прямо указывал на корень всех зол - насильственно пропагандируемое безбожие.

Помимо проповедей о. Димитрий устраивал после богослужения беседы с паствой, обстоятельно отвечал на любые вопросы прихожан и всех, кто приходил к нему в храм. В своём приходе он организовал издание бюллетеня «В свете Преображения». Разумеется, подобное миссионерское служение расценивалось контролирующими церковную жизнь органами как антисоветская деятельность. В отчёте Совета по делам религий за 1974 г. характеристике отца Димитрия Дудко уделено значительное место:

«Освободившись в 1956 г. из заключения, Дудко стал священником в церквах г. Москвы... В течение последних лет продолжал писать пасквили, проповеди клеветнического характера, обрабатывал молодёжь в идеологически вредном духе, хранил и распространял «самиздатовскую» и другую литературу, полученную из за границы. Местные органы власти проводили неоднократные профилактические беседы со священником Дудко... Однако священник Дудко не сделал для себя должных выводов и стал выступать с проповедями провокационного характера в церкви св. Николая Чудотворца (Москва, Преображенская улица).

20 апреля 1974 г. он говорил: «Безбожники воспользовались нашей боязнью перед страданием и подавляют наш дух, подавляют свободные мысли и чувства, ругают нас. Нужно преодолеть страх перед страданием, и тогда мы станем по- настоящему свободны, жизнедеятельны, непобедимы....Безбожия надо бояться, ибо это страшнее чумы... Я считаю, что преступник каждый, кто, так или иначе, вырывает веру у человека, веру в Бога... Христианин не может и не должен стоять в стороне, когда все гибнет».

Священноначалие, вынужденное перемещать о. Димитрия из прихода в приход по требованию Совета, пыталось, насколько это было возможно, защитить его и в той или иной форме выражало ему свою поддержку. Весной 1979 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий «посетил храм о. Дмитрия Дудко, расположенный в 40 километрах от Москвы, сослужил с ним и в своём слове похвалил духовную атмосферу храма и пастырскую деятельность о. Дмитрия, которого он назвал святым человеком.

В январе 1980 года священник Димитрий Дудко был арестован. Через шесть месяцев он выступил по Центральному телевидению и осудил свою прежнюю деятельность. Это заявление было опубликовано в советской печати. Вскоре последовало освобождение отца Димитрия, получившего приход в селе Виноградове, в ближнем Подмосковье. Среди его духовных чад произошло размежевание. Часть ушла, обвинив пастыря в трусости и предательстве, другие остались с ним.

После ареста и возобновления служения отец Димитрий не прекратил активной миссионерской деятельности. Он про-прежнему много проповедовал, проводил беседы, вновь стал издавать приходской бюллетень. Однако теперь избегал социально - критических тем, резко осуждал диссидентство. В проповедях и печатных выступлениях о. Димитрия особое значение приобрела патриотическая тема. Десять лет спустя он так объяснял мотивы своего выступления по телевидению:

«Из тех фраз, которые я говорил на допросах, и было составлено моё заявление. Если бы я составлял его сам, то я бы, конечно, по-своему выразил свою позицию, тем не менее, в словах, что я буду делать дело Божие «как сын Православной Церкви и как сын своего Отечества», лежит моё сердце. Это основа моего заявления. Все остальное - шелуха. Но именно на шелуху обратили внимание мои недруги... Я никогда не ставил себе целью быть диссидентом ни в отношении своей страны, ни в отношении своей Церкви. Но я не мог не бороться с тем, что уродовало нашу жизнь, загоняло нас в тупик... Значит, вопрос встал так: страдать не за дело Христа, а за дело кесаря. За политику, а не за веру. За земное, а не за небесное. Чекисты мне предложили выбор: земную славу, венец мученика - или дело Божие... Я понимал, на какой позор я иду, как будет трудно меня понять, но я сознательно пошёл на это».

Большим событием церковной жизни явилась канонизация 6 октября 1977 года просветителя Америки, Сибири и Дальнего Востока митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), совершенная в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке. В 1979 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена к лику общерусских святых был причислен местночтимый Харьковский святитель Мелетий (Леонтович).

80-е годы были кризиса Советского государства, отчётливо проявились черты разложения советского режима. Несмотря на частую смену первых лиц в Кремле, существенных перемен во взаимоотношениях Церкви и государства не произошло. При Ю.В. Андропове на фоне общего ужесточения репрессий против диссидентов, чаще, чем раньше, арестовывали и судили диссидентов религиозных. Общее число заключённых разных исповеданий, осуждённых по религиозным делам, в это время превышало 400 человек. Это самая большая цифра за два послехрущевских десятилетия.

Официальные идеологические партийные документы по-прежнему ставили атеистическое воспитание в ряд важнейших задач партии и комсомола. Июньский 1983 г. Пленум ЦК КПСС потребовал «активнее вести пропаганду научно- материалистических взглядов... уделять больше внимания атеистическому воспитанию... настойчивее внедрять советскую обрядность». В постановлении ЦК о работе комсомола, принятом в июле 1984 г., партийное руководство требует «закрыть все каналы проникновения... безыдейности. Разработать и осуществить систему мер... чтобы все формы досуга способствовали выработке... атеистических вкусов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: