Связи с православными и инославными Церквями в 70 – первой половине 80-х гг

В апреле и мае 1972 года Святейший Патриарх Пимен совершил паломничество в Святую землю и другие страны Ближнего Востока. Там он встретился с Предстоятелями Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей.

Продолжалась подготовка к Всеправославному Собору. В сентябре 1976 г. в Шамбези близ Женевы состоялось

Первое предсоборное всеправославное совещание, в котором участвовала и делегация Русской Церкви. На совещании были уточнены темы, которые предстояло обсудить на Соборе: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и способ её провозглашения; 3) автономия и способ её провозглашения; 4) Диптихи; 5) календарный вопрос; 6) препятствия к браку; 7) приведение церковных требований о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 8) отношение поместных православных Церквей к прочему христианскому миру; 9) православие и экуменическое движение; 10) вклад поместных православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации.

В сентябре 1982 г. в Шамбези состоялось

Второе Предсоборное всеправославное совещание. Представители нашей Церкви выразили своё несогласие с тем, что на совещание не были приглашены делегации Автокефальной Православной Церкви в Америке и Японской Автономной Православной Церкви. На совещании в центре внимания стояли следующие вопросы: 1) о препятствиях к браку; 2) о приведении церковных постановлений о посте в соответствие с требованиями современной эпохи и 3) о календарном вопросе в свете решения I Вселенского Собора о пасхалии и об изыскании пути к сотрудничеству Церквей в данном вопросе, а также о совместном праздновании Пасхи всеми христианами в определённое воскресенье.

В решении совещания по календарной проблеме говорилось, что «всякий пересмотр относительно уточнения практики в определении даты Пасхи, которой мы придерживаемся от века при общем праздновании нашей Пасхи, оставить на более благоприятное, угодное Богу время». Относительно поста большинство участников совещания, в том числе представители нашей Церкви, высказались против ослабления церковной дисциплины, за сохранение тех норм поста, которые предусмотрены Иерусалимским уставом.

Третье Предсоборное совещание проходило также в Шамбези, с 28 октября по 6 ноября 1986 г. Его тематику составляли следующие вопросы: 1) согласование церковных постановлений о посте в соответствии с требованиями современной эпохи; 2) отношение православных Церквей к прочему христианскому миру; 3) вклад поместных православных Церквей в преобладание христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и в устранение расовой дискриминации. На совещании принято было решение провести настолько тщательную подготовку IV Предсоборного совещания, чтобы оно уже окончательно определило тематику будущего Всеправославного Собора.

Упрочению всеправославного единства способствовал визит делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Пименом в Константинополь в сентябре 1977 года и встреча Святейшего Патриарха Пимена с Патриархом Константинопольским Димитрием. В 70-х гг. встречи предстоятеля Русской Церкви с главами других православных Церквей носили регулярный характер. Нашу Церковь неоднократно посещали Патриархи Грузии Давид V и Илия II, Патриарх Александрийский Николай VI. Дважды в это десятилетие гостем нашей Церкви был Патриарх Антиохийский Илия IV.

В Москву приезжали Патриархи Сербский Герман, Румынский Юстиниан, Болгарский Кирилл, архиепископы Кипрские Макарий и Хризостом, архиепископ Афинский Серафим. Многократно встречались с Патриархом Пименом главы православных Церквей: - Польской (митрополит Василий), Чехословацкой (митрополит Дорофей) и Американской (митрополит Феодосий).

В 80-х годах священноначалие Русской Церкви продолжало поддерживать контакты с предстоятелями братских православных Церквей. В октябре и ноябре 1981 года гостем Патриарха Пимена был Патриарх Антиохийский Игнатий IV. В сентябре этого же года визит в нашу Церковь нанёс Патриарх Иерусалимский Диодор. Патриарх Грузинский Илия также неоднократно посещал Москву, регулярно встречаясь с Патриархом Пименом.

Не один раз был гостем нашей Церкви Патриарх Александрийский Николай VI. 20 июля 1986 года он скончался во время своего последнего пребываний в нашей стране. В августе 1987 года Патриарх Константинопольский Димитрий нанёс ответный визит Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.

Развивались отношения с Римо-католической Церковью, проводились двусторонние богословские собеседования - в Троице-Сергиевой лавре (1973 год), в Тренто (Триденте) (1975 год), в Одессе (1980 год). Контакты с католической Церковью явились стимулом для углубления богословского изучения католической доктрины и истории католической Церкви в русских духовных школах.

В 1980 г. на островах Патмосе и Родосе в Греции состоялась первая встреча смешанной православно-католической комиссии. На этой встрече начат был диалог, продолженный затем в Мюнхене в 1982 году и на Крите в 1984 году. Во всех этих встречах участвовали и представители Русской Православной Церкви.

Русская Церковь поддерживала в этот период интенсивные отношения с нехалкидонскими Церквами, в особенности с Армянской, Эфиопской, Малабарской. Регулярный характер носили и встречи делегаций Русской Церкви с представителями англиканской, старокатолической и протестантских Церквей.

Представители Русской Православной Церкви участвовали в деятельности Всемирного совета церквей. В ноябре-декабре 1975 года в столице Кении Найроби состоялась V ассамблея ВСЦ. Делегацию Русской Православной Церкви возглавил председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В адрес ассамблеи поступило письмо Г. Якунина и Л. Регельсона, в котором они сообщали о гонениях на Православную Церковь и другие христианские Церкви в СССР и упрекали ВСЦ за то, что он не выступил «инициатором

международного движения в защиту гонимого христианства».

В связи с этим письмом митрополит Ювеналий сделал заявление, в котором упомянул, что у о. Глеба Якунина сложные отношения со своей собственной Церковью, а Л. Регельсон враждебно относится к самой идее экуменизма. Владыка не опровергал приведённые в письме факты, но подтвердил, что были и есть проблемы в жизни Церкви, вызванные нарушениями советских законов.

Русская Православная Церковь в 70-х годах участвовала и в деятельности региональных христианских организаций, прежде всего в Конференции европейских церквей (КЕЦ), одним из президентов которой являлся митрополит Таллинский и Эстонский Алексий. В октябре 1979 года представители Русской Православной Церкви участвовали в работе VIII ассамблеи КЕЦ, состоявшейся на острове Крит. В деятельности этой организации важнейшее место занимала миротворческая тема.

Представители Русской Православной Церкви участвовали в и в других крупных миротворческих форумах, таких, как Будапештская ассамблея мира 1971 года, Московский Всемирный конгресс миролюбивых сил (октябрь 1973 г.), Всемирный парламент народов за мир (София, 1980 г.).

В сфере миротворчества важнейшими форумами, в которых участвовали представители Русской Православной Церкви, явились всемирная ассамблея «За мир и жизнь против ядерной войны», состоявшаяся в Праге в 1983 году, всемирный конгресс под девизом «Сохранить мир и будущее человечество», проведенный в Копенгагене в 1986 году и московский международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества» в 1987 году. Вопросы борьбы за мир стояли в центре ежегодно проводимых в Троице- Сергиевой лавре совещаний глав и представителей Церквей и религиозных объединений

СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: