В апреле и мае 1972 года Святейший Патриарх Пимен совершил паломничество в Святую землю и другие страны Ближнего Востока. Там он встретился с Предстоятелями Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей.
Продолжалась подготовка к Всеправославному Собору. В сентябре 1976 г. в Шамбези близ Женевы состоялось
Первое предсоборное всеправославное совещание, в котором участвовала и делегация Русской Церкви. На совещании были уточнены темы, которые предстояло обсудить на Соборе: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и способ её провозглашения; 3) автономия и способ её провозглашения; 4) Диптихи; 5) календарный вопрос; 6) препятствия к браку; 7) приведение церковных требований о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 8) отношение поместных православных Церквей к прочему христианскому миру; 9) православие и экуменическое движение; 10) вклад поместных православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации.
|
|
В сентябре 1982 г. в Шамбези состоялось
Второе Предсоборное всеправославное совещание. Представители нашей Церкви выразили своё несогласие с тем, что на совещание не были приглашены делегации Автокефальной Православной Церкви в Америке и Японской Автономной Православной Церкви. На совещании в центре внимания стояли следующие вопросы: 1) о препятствиях к браку; 2) о приведении церковных постановлений о посте в соответствие с требованиями современной эпохи и 3) о календарном вопросе в свете решения I Вселенского Собора о пасхалии и об изыскании пути к сотрудничеству Церквей в данном вопросе, а также о совместном праздновании Пасхи всеми христианами в определённое воскресенье.
В решении совещания по календарной проблеме говорилось, что «всякий пересмотр относительно уточнения практики в определении даты Пасхи, которой мы придерживаемся от века при общем праздновании нашей Пасхи, оставить на более благоприятное, угодное Богу время». Относительно поста большинство участников совещания, в том числе представители нашей Церкви, высказались против ослабления церковной дисциплины, за сохранение тех норм поста, которые предусмотрены Иерусалимским уставом.
Третье Предсоборное совещание проходило также в Шамбези, с 28 октября по 6 ноября 1986 г. Его тематику составляли следующие вопросы: 1) согласование церковных постановлений о посте в соответствии с требованиями современной эпохи; 2) отношение православных Церквей к прочему христианскому миру; 3) вклад поместных православных Церквей в преобладание христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и в устранение расовой дискриминации. На совещании принято было решение провести настолько тщательную подготовку IV Предсоборного совещания, чтобы оно уже окончательно определило тематику будущего Всеправославного Собора.
|
|
Упрочению всеправославного единства способствовал визит делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Пименом в Константинополь в сентябре 1977 года и встреча Святейшего Патриарха Пимена с Патриархом Константинопольским Димитрием. В 70-х гг. встречи предстоятеля Русской Церкви с главами других православных Церквей носили регулярный характер. Нашу Церковь неоднократно посещали Патриархи Грузии Давид V и Илия II, Патриарх Александрийский Николай VI. Дважды в это десятилетие гостем нашей Церкви был Патриарх Антиохийский Илия IV.
В Москву приезжали Патриархи Сербский Герман, Румынский Юстиниан, Болгарский Кирилл, архиепископы Кипрские Макарий и Хризостом, архиепископ Афинский Серафим. Многократно встречались с Патриархом Пименом главы православных Церквей: - Польской (митрополит Василий), Чехословацкой (митрополит Дорофей) и Американской (митрополит Феодосий).
В 80-х годах священноначалие Русской Церкви продолжало поддерживать контакты с предстоятелями братских православных Церквей. В октябре и ноябре 1981 года гостем Патриарха Пимена был Патриарх Антиохийский Игнатий IV. В сентябре этого же года визит в нашу Церковь нанёс Патриарх Иерусалимский Диодор. Патриарх Грузинский Илия также неоднократно посещал Москву, регулярно встречаясь с Патриархом Пименом.
Не один раз был гостем нашей Церкви Патриарх Александрийский Николай VI. 20 июля 1986 года он скончался во время своего последнего пребываний в нашей стране. В августе 1987 года Патриарх Константинопольский Димитрий нанёс ответный визит Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.
Развивались отношения с Римо-католической Церковью, проводились двусторонние богословские собеседования - в Троице-Сергиевой лавре (1973 год), в Тренто (Триденте) (1975 год), в Одессе (1980 год). Контакты с католической Церковью явились стимулом для углубления богословского изучения католической доктрины и истории католической Церкви в русских духовных школах.
В 1980 г. на островах Патмосе и Родосе в Греции состоялась первая встреча смешанной православно-католической комиссии. На этой встрече начат был диалог, продолженный затем в Мюнхене в 1982 году и на Крите в 1984 году. Во всех этих встречах участвовали и представители Русской Православной Церкви.
Русская Церковь поддерживала в этот период интенсивные отношения с нехалкидонскими Церквами, в особенности с Армянской, Эфиопской, Малабарской. Регулярный характер носили и встречи делегаций Русской Церкви с представителями англиканской, старокатолической и протестантских Церквей.
Представители Русской Православной Церкви участвовали в деятельности Всемирного совета церквей. В ноябре-декабре 1975 года в столице Кении Найроби состоялась V ассамблея ВСЦ. Делегацию Русской Православной Церкви возглавил председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В адрес ассамблеи поступило письмо Г. Якунина и Л. Регельсона, в котором они сообщали о гонениях на Православную Церковь и другие христианские Церкви в СССР и упрекали ВСЦ за то, что он не выступил «инициатором
международного движения в защиту гонимого христианства».
В связи с этим письмом митрополит Ювеналий сделал заявление, в котором упомянул, что у о. Глеба Якунина сложные отношения со своей собственной Церковью, а Л. Регельсон враждебно относится к самой идее экуменизма. Владыка не опровергал приведённые в письме факты, но подтвердил, что были и есть проблемы в жизни Церкви, вызванные нарушениями советских законов.
|
|
Русская Православная Церковь в 70-х годах участвовала и в деятельности региональных христианских организаций, прежде всего в Конференции европейских церквей (КЕЦ), одним из президентов которой являлся митрополит Таллинский и Эстонский Алексий. В октябре 1979 года представители Русской Православной Церкви участвовали в работе VIII ассамблеи КЕЦ, состоявшейся на острове Крит. В деятельности этой организации важнейшее место занимала миротворческая тема.
Представители Русской Православной Церкви участвовали в и в других крупных миротворческих форумах, таких, как Будапештская ассамблея мира 1971 года, Московский Всемирный конгресс миролюбивых сил (октябрь 1973 г.), Всемирный парламент народов за мир (София, 1980 г.).
В сфере миротворчества важнейшими форумами, в которых участвовали представители Русской Православной Церкви, явились всемирная ассамблея «За мир и жизнь против ядерной войны», состоявшаяся в Праге в 1983 году, всемирный конгресс под девизом «Сохранить мир и будущее человечество», проведенный в Копенгагене в 1986 году и московский международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества» в 1987 году. Вопросы борьбы за мир стояли в центре ежегодно проводимых в Троице- Сергиевой лавре совещаний глав и представителей Церквей и религиозных объединений
СССР.