Архиерейский Собор Украинской Православной церкви. Харьков, 27-28 мая

На Собор прибыли 17 украинских архипастырей. Епископ Волынский Варфоломей, телеграммой из Польши, где он пребывал в это время, сообщил, что согласен с решением большинства архиереев, к которому и просил присоединить его голос. Львовский владыка Андрей (Горак), сославшийся на болезнь, не прибыл на Собор. Телеграммой он поддержал все его решения и был назначен постоянным членом Священного Синода от Западного региона Украины.

Собор внес изменения и дополнения к Уставу УПЦ. Было упразднено положение о том, что Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается «на всю жизнь» и только «из числа Украинских архиереев». Также в разделе, где шла речь о процедуре избрания Митрополита Киевского, были удалены слова «из числа епископата Украинской Православной Церкви». Священный Синод, возглавляемый Митрополитом Киевским, отныне составляли семь архиереев, четыре из которых - постоянные члены Священного Синода. До внесения изменений Синод состоял всего лишь из пяти членов, включая Киевского Митрополита, и тех, кого он вызывал по своему усмотрению. Слова Устава - «Украинской ССР», определявшие ранее территориальные границы Украинской Церкви, были заменены словом «Украины».

Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и почисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Затем Собор избрал нового Предстоятеля Украинской Церкви. Каждый участник подавал записки с именами трех кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) - 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) - по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) - 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) - по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и главой Украинской Православной Церкви.

О своем избрании на Киевскую кафедру митрополит Владимир узнал в Финляндии, где возглавлял делегацию РПЦ в богословском собеседовании с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Священный Синод Русской Церкви на заседании, состо­явшемся 28 мая, выразил согласие с решением Харьковского Собора. На 11 июня был назначено заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви для рассмотрения дела бывшего митрополита Киевского Филарета. Святейший Патриарх Алексий II в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятом архиерейским Собором в октябре 1990 года, благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в качестве Предстоятеля Украинской Церкви.

Архиерейский Собор 11 июня 1992 года заседал в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Алексия II. Вначале было заслушано заявление 16 епископона Украинской Церкви, содержавшее характеристику раскольнических действий митрополита Филарета. Рассмотрев все обстоятельства дела, Архиерейский Собор в особом «Судебном деянии» постановил:

- извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире;

- считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные им в запрещённом состоянии, а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян, незаконными и недействительными;

- извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского, лишив его всех степеней священства.

Тем временем Филарет (Денисенко), опираясь на помощь высшего руководства Украины, не признал своей отставки. Президент и Президиум Верховной Рады Украины объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора. При поддержке Леонида Кравчука Филарет сохранил контроль над денежными средствами Украинской церкви.

Милиция, совместно с членами организации УНА-УНСО, не допустила в его резиденцию представителей УПЦ, которые пришли принять дела у низложенного митрополита. То же самое произошло у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда приехал новоизбранный предстоятель УПЦ - митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Члены УНА-УНСО перекрыли подступы к храму и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития, митрополит Владимир призвал не применять силу. Он отправился в Киево-Печерскую Успенскую лавру, которую боевики из УНА-УНСО не смогли взять штурмом, натолкнувшись на сопротивление монахов и верующих, поддержанных подразделением ОМОН «Беркут», прибывшим для защиты лавры от националистов.

Руководство Украины оказало содействие в проведении переговоров между Филаретом и руководством УАПЦ. Их результатом стало проведение 25-26 июня 1992 года в приёмной Филарета собрания, на котором присутствовали несколько «епископов» УАПЦ, группа депутатов Верховной рады Украины, а также персонал митрополии. Собрание конституировало себя «Объединительным собором» двух церквей - УПЦ и УАПЦ и постановило:

«Украинская православная церковь - Киевский патриархат является правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех договоров и соглашений, заключённых ими до нынешнего дня, и всех её средств и имущества - движимого и недвижимого, включая храмы, монастыри, учебные заведения и другое.

Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами Украинской православной церкви - Киевского патри­архата. Собор заявляет, что главой Украинской Православной церкви - Киевского патриархата считает патриарха Мстислава. В связи с неотложной необходимостью укрепления руковод­ства Украинской православной церкви - Киевского патриарха­та, учитывая пребывание патриарха Мстислава за пределами Украины, а также его возраст - 94 года, что осложняет руко­водство церковью, ввести должность заместителя патриарха. Утвердить заместителем патриарха блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины».

Мстислав (Скрыпник), узнав о принятых за его спиной в Киеве решениях, дезавуировал их. Он также предложил Филарету подчинить­ся своему церковному начальству и уйти на покой. Сторонники Филарета объявили решение Мстислава следствием его не­вменяемости. Большинство раскольников Восточной и Южной Украины, а также Волыни пошли за Филаретом. Сторонники автокефалии в Галичине объединились вокруг бывшего архимандрита Петра Петруся и бывшего львовского священника Владимира Яремы, которых принял в свою юрисдикцию глава УПЦ в США Мстислав (Скрыпник).

Первый Поместный Собор Украинской Православной Церкви, открывшийся26 июня 1992 года, работал в Киево-Печерской Лавре под председательством Блаженнейшего Владимира. В работе Собора приняли участие весь епископат УПЦ, представители духовенства, мирян всех епархий, монастырей и духовных школ. Как высший законодательный орган в Церкви, Собор постановил:

«Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Собор единогласно утвердил все поправки, внесённые на Харьковском Архиерейском Соборе в текст Устава по Управлению УПЦ, и засвидетельствовал своё неизменное единство и верность Святому Вселенскому Православию.

Участники Собора единодушно осудили деятельность низложенного митрополита Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста Предстоятеля УПЦ и извержение его из священного сана. Собор обратился с просьбой к Президенту Украины Леониду Кравчуку, призвав его «помогать (митрополиту Владимиру) во всех служебных делах по наведению порядка и мира в Церкви».

В надежде на правовое разрешение имущественного вопроса Поместный Собор принял постановление обратиться в судебные инстанции. Было принято заявление на имя прокурора г. Киева. В нем излагалась просьба положить конец действиям Филарета (Денисенко) и возбудить против него уголовное дело за «незаконное присвоение имущества и кредитов УПЦ в больших размерах и использованием их на собственные нужды». Однако органы прокуратуры проигнорировали это заявление.

При фактической поддержке со стороны органов власти противники Украинской Православной Церкви перешли к прямым атакам против нее. Их главной целью стал захват и передача храмов и церковного имущества сторонникам Филарета. Насильственные действия проходили под лозунгами защиты «имущества УПЦ от москалей», борьбы «за независимость УПЦ» и т.п. Духовенство и верующих объявляли «агентами Москвы», «пятой колонной», шельмовали и травили.

Не добившись защиты от государства, Священный Синод УПЦ 16 сентября 1992 года обратился к украинской пастве с призывом «усугубить молитвы и усилить пост о нашей святой Церкви-Страднице». 29 декабря 1992 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялась научная конференция на тему: «Церковь, её природа, Поместные Православные Церкви». На ней присутствовали 103 делегата из всех регионона Украины представлявшие епископат, духовенство, монастыри духовные школы и паству всех епархий Украинской Православной Церкви.

Конференция констатировала, что УПЦ на данном этапе обладает такими каноническими правами, которые, намного превышая статус традиционной канонической автономии, фактически усвояют ей характер автокефального бытия. Вместе с тем, конференция констатировала факт вмешательства нецерковных сил в решение вопроса о полной самостоятельности УПЦ. Эти силы, желая форсировать канонический процесс дарования автокефалии в целях приобретения политических дивидендов, прибегают к незаконным действиям и насилию в отношении православных на Украине.

С материалами конференции был ознакомлен Патриарх Алексий II. В своём ответном послании он отметил, что «считает необходимым продолжение осмысления путей и средств канонического совершенствования самостоятельности УПЦ, отвечающего чаяниям её епископата, клира, монашествующих и мирян. Успешное решение настоящей насущной проблемы может быть достигнуто лишь при полном исключении из этого процесса какого то бы ни было политического фактора». Святейший Патриарх подтвердил ранее принятое решение о том, что вопрос о каноническом статусе Украинской Православной Церкви будет включён в программу очередного Поместного Собора.

В 1992 году в Русской Православной Церкви возник ещё один раскол. Он носил локальный характер, но негативно повлиял на взаимоотношения с Румынской Церковью. Учинителями новой схизмы явились викарный епископ Бельцский Петр (Пэдерару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые стали добиваться перевода Молдавской епархии в юрисдикцию Румынской Патриархии.

На состоявшихся в Кишинёве 8 сентября и 15 декабря 1992 года съездах духовенства было выражено почти единогласное желание остаться в юрисдикции Московской Патриархии. Однако епископ Пётр не прекратил раскольнической деятельности и в итоге был запрещён в священнослужении. После этого 19 декабря 1992 года он с протоиереем Петром Бубурузом был принят без отпускной грамоты в юрисдикцию Румынской Церкви. Вслед за тем Румынская Патриархия объявила о включении Молдавской епархии в состав своей Церкви, чем поставила под угрозу сохранение евхаристического общения с Русской Церковью.

Некоторые изменения в религиозной жизни на Украине произошли в 1993 году. 11 июня умер престарелый Мстислав (Скрыпник). Вместо него главой УПЦ в США избрали Константина (Баган), родившегося в семье переселенцев из Западной Украины. УАПЦ на Украине разорвала союз с Филаретом (Денисенко). Ее главой стал Владимир Ярема (1915-2000), которому пришлось развестись с женой и принять постриг с именем Димитрий.

Патриархом УПЦ-КП избрали Владимира (в миру Василия Романюка), известного правозащитника. осужденного В 1944 году он был осужден на 10 лет лагерей за участие в деятельности ОУН. После освобождения из заключения учился в Московской духовной семинарии. С 1964 по 1972 год служил священником в Ивано-Франковской и Коломыйской епархии Русской Православной Церкви. В 1972 году был осужден за правозащитную деятельность и отбывал наказание в лагерях особо строгого режима.

В 1987-1990 годах Василий Романюк служил священником в Канаде, после чего вернулся на Украину. 28 апреля 1990 был пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита с именем Владимир. На следующий день рукоположен в архиереи УАПЦ с титулом епископа Ужгородского и Виноградовского. В июне 1992 года стал одним из основателей Киевского Патриархата. 17 февраля 1993 года назначен архиепископом Львовским и Сокальским.

Поскольку Владимир (Романюк) был тяжело болен и в силу этого не способен к административным делам, фактическое руководство УПЦ - КП по-прежнему оставалось в руках Филарета (Денисенко).

5. Архиерейские соборы 1994 и 1997 годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: