Нормативно-правовая база, регулирующая страховые отношения. Государственный надзор

Юридические и правовые основы страховых отношений

Нормативно-правовая база, регулирующая страховые отношения. Государственный надзор

Лицензирование страховой деятельности

Договор страхования как основа реализации страховых отношений

Нормативно-правовая база, регулирующая страховые отношения. Государственный надзор

Страховая деятельность – это урегулированная нормами права хозяйственная деятельность страховых организаций с предоставлением страховых услуг за счет сформированных страховых фондов, что осуществляется на основании лицензии, как правило, с целью получения прибыли.

Правовую основу страховой деятельности составляют следующие законодательные и подзаконные акты по страхованию.

1. Конституция Российской Федерации – правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу.

2. Кодексы, федеральные законы и указы Президента РФ:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, гл 48.);

- Налоговый кодекс Российской Федерации и другие кодексы;

- Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие федеральные законы;

3. Постановления Правительства РФ и иные нормативно-правовые акты.

4. Юридические документы:

- договор страхования;

- лицензия на страхование;

- страховое свидетельство (полис или сертификат);

- условия (правила) страхования;

-учредительные документы страховщика (устав, Правила страхования по видам и др.).

Итак, можно сказать, что страховые отношения, как любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В п. 3 ст. 1 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства.

Основу законодательной базы современного страхового права составляют федерального законы, начиная с принятого в 1992 г. Закона о страховом деле, вступившего в действие 12 января 1993 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования. В ГК РФ (часть вторая, глава 48 «Страхование») сформулированы общие положения о формах страхования (обязательной и добровольной), договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений; об интересах, страхование которых не допускается; о последствиях наступления страхового случая; об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения; о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». С.30).

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям:

- законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

- установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования;

- проведение специальной налоговой политики;

- государственный надзор за страховой деятельностью;

- защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждении и пресечение монополизма.

Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации в 2004 -2011 и годах осуществляла Федеральная служба страхового надзора. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) была образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора с сентября 1996 года по март 2004 года выполнял Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности от ФССН к ФСФР.

В настоящее время функции органа страхового надзора выполняет Служба Банка России по финансовым рынкам.

Служба Банка России по финансовым рынкам – подразделение Банка России, созданное по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 года в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 № 645). С 1 сентября 2013 года Банку России были переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

- принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензии;

- ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела;

- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

- выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

- получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

- обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: