Алфавит выбора темы контрольной работы

Последняя зачетной книжки цифра Номер контрольной работы
    1, 11, 21, 31, 41, 51
    2, 12, 22, 32, 42, 52
    3, 13, 23, 33, 43, 53
    4, 14, 24, 34, 44, 54
    5, 15, 25, 35, 45, 55
    6, 16, 26, 36, 46, 56
    7, 17, 27, 37, 47, 57
    8, 18, 28, 38, 48, 58
    9, 19, 29, 39, 49, 59
    10, 20, 30, 40, 50, 60

1. Место и роль философии в мировой культуре.

2. Структура философии как науки.

3. Основные функции философии.

4. Мифология, религия и философия как типы мировоззрения.

5. Основные вопросы философии и пути их решений (онтологический и гносеологический вопросы).

6. Основные методы философии: философия как основа методологии.

7. Основные этапы развития античной философии.

8. Ранняя древнегреческая философия: натурфилософы, милетская и элеатская школы, атомистическая школа.

9. Классическая философия Сократа, Платона и Аристотеля.

10. Философские школы Китая и Индии.

11. Основные этапы развития средневековой христианской философии.

12. Философские учения эпохи Возрождения: зарождение эмпиризма и рационализма.

13. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте.

14. Иррационализм как философское течение: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор.

15. Философская концепция К. Маркса и Ф. Энгельса.

16. Позитивизм и его разновидности.

17. Экзистенциальная философия.

18. Психоаналитическая концепция З. Фрейда и К. Юнга.

19. Философия славянофильства.

20. Философия западничества.

21. Русская религиозная философия: Н. Бердяев, И. Ильин, В. Соловьев,

22. Философские смысл проблемы бытия, концепции бытия.

23. Понятие материя в философии.

24. Движение – способ существования материи.

25. Пространство и время как формы существования материи.

26. Проблема происхождения сознания в философии.

27. Структура сознания.

28. Сознание и бессознательное.

29. Сознание и язык.

30. Человек как объект философского осмысления.

31. Концепции происхождения человека.

32. Понятия человек, индивид, личность в философии.

33. Свобода, ответственность и нравственные основы личности.

34. Соотношение природного и социального в человеке.

35. Мышление как специфическая особенность человека.

36. Познание как отражение объективной реальности.

37. Основные философские концепции процесса познания.

38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии: происхождение и эволюция.

39. Основные законы диалектики.

40. Основные категории диалектики.

41. Проблема истины в философии.

42. Наука и ее роль в обществе.

43. Методы научного познания.

44. Научные революции и смена типов миропонимания.

45. Общество как объект философского осмысления.

46. Структура общества: основные сферы общества.

47. Античные и средневековые концепции происхождения общества и государства: идеалистическая, патерналистская, теологическая.

48. Концепции происхождения общества и государства эпохи Нового времени: концепция «общественный договор», натуралистическая и психологическая концепция.

49. Цивилизационный и формационный подход в понимании общества.

50. Проблемы социальной стратификации: классы или социальные страты.

51. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.

52. Общественное бытие и общественное сознание.

53. Правовое сознание.

54. Нравственное сознание.

55. Эстетическое сознание.

56. Религиозное сознание.

57. Понятия культура и цивилизация в философии.

58. Понятие общественного прогресса и его противоречивость

59. Глобальные проблемы современности.

60. Информационные технологии и человек в современном мире

Глоссарий

Абсолют – первооснова и первоначало всего сущего, нечто единое, всеобщее, не имеющее начала и конца, т. е. безначальное и бесконечное.

Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо несущественных связей, признаков изучаемых предметов или процессов с целью выделенияих общих, т. е. наиболее важных, существенных связей и признаков.

Автономия – самостоятельность, независимость социальных субъектов от воли других субъектов, а также от центральных властных и государственных структур. Авторитаризм – политический режим, основанный на монопольной власти одного лица, политической партии, группы, ограничивающих или не допускающих основную массу населения к управлению государством.

Агностицизм – направление в философии, отрицающее познаваемость объективного мира.

Аксиология – учение о ценностях, их природе и происхождении, месте и роли в жизни человека и общества.

Анализ и синтез – приемы познания объектов. Анализ – мыслимое или практическое разложение, расчленение объекта на составляющие части, изучение его отдельных признаков, свойств, качеств, выявление наиболее значимых, существенных сторон и связей. Синтез – воссоздание объекта из частей, выделенных с помощью анализа.

Анархия – стихийно возникающая в условиях острого политического кризиса ситуация, когда правящий страной субъект не в состоянии контролировать власть в центре и на местах.

Анимизм – одна из форм первобытных религий, основанная на взглядах, согласно которым и люди, и животные, и растения, и все другие предметы природы наряду с телесной стороной обладают независимой от своей телесности душой.

Антропогенез ‒ процесс естественно-исторического возникновения, становления и развития человека как вида.

Антропологизм – стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке.

Априори – понятие идеалистической философии, обозначающее якобы существующее у человека внеопытное знание — знание, которое человек будто бы имеет вне зависимости от какого-либо опыта, до опыта.

Аристократия – высшее по праву рождения сословие, находящееся у власти.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества.

Бесконечное и конечное – противоречивые стороны реального мира. Бесконечное означает отсутствие у исследуемого объекта начала и конца во времени и пространстве, отражает безграничное разнообразие предметов и явлений внешнего мира, закономерностей его развития, неисчерпаемость познания. Конечное отражает ограниченность во времени и пространстве любого конкретного объекта, преходящий характер его существования.

Бессознательное – особая сфера психической деятельности, течение и результаты которой не проявляются в сознании человека и потому не контролируются им. Биологическое и социальное – два уровня организации живой материи, один из которых воспроизводится через генотип, другой – через культуру как систему материальных и духовных средств.

Бытие – философская категория для обозначения мира как существующей реальной целостности во всем многообразии ее природных, духовных и социальных форм.

Вера – эмоциональный способ освоения мира, предполагающий принятие информации о нем без теоретических и практических доказательств.

Верификация – проверка истинности теоретических положений; принцип, в качестве критерия истинности тех или иных логических положений, требующий их соотнесения с чувственным опытом.

Вероятность (в философии) ‒ философская категория для обозначения степени развития той или иной возможности, ее способности перейти в действительность. Взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимодействие ‒ отношение каких-либо сторон, при котором изменения одной из них вызывают изменения другой стороны, те, в свою очередь, вызывают изменения других явлений, оказывая в том числе и обратное воздействие.

Власть – общественное отношение, проявляющееся в навязывании каким-либо социальным субъектом своей воли другим лицам или социальным общностям. Внешнее и внутреннее – взаимодополняющие понятия при описании и анализе предметов или явлений. Внешнее указывает на свойства предмета, которые проявляются во взаимодействии с другими предметами, непосредственно наблюдаются, ощущаются человеком, находятся на поверхности. Внешнее больше связано с формой, чем с содержанием, более с явлением, нежели с сущностью. Внутреннее выражает содержание, сущность объекта.

Возможность и действительность – две ступени становления и развития всякого объекта. Возможность есть что-то фактически существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность может реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится действительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализуется вовсе, либо реализуется частично.

Восприятие – форма чувственного познания, представляющая собою целостный образ предмета, непосредственно воздействующего в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущения, восприятие дает знание о предмете в целом, является источником первоначальных сведений о вещах как целостных системах. Воспроизводство – повторяющаяся последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, необходимых для продолжения жизни человеческой общности.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод исследования действительности или направление развития познания от знания общего, закономерного, т. е. абстрактно логического, к познанию отдельных, конкретных процессов или явлений. Основан на реальной объективной связи общего и единичного, существующих в неразрывном единстве, и выражает ее в логической форме.

Время и пространство – всеобщие формы существования действительности (материи), ее важнейшие атрибуты. Время – универсальное свойство бытия, выражающее длительность существования любых объектов и последовательность смены состояний, которыми она характеризуется. Пространство выражает взаимное расположение объектов относительно друг друга (впереди, сверху, сзади, внизу, сбоку, вне, внутри, около, далеко, близко), способность объектов иметь определенный объем, протяженность.

Вселенная – весь существующий мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам.

Гедонизм – наслаждение и отсутствие телесных страданий как высшее благо для человека.

Геоцентризм – учение о строении мира, согласно которому Земля является якобы неподвижным центром вселенной, вокруг которого вращаются планеты и звезды Генезис становление; процесс зарождения и дальнейшего развития чего-либо.

Гносеология – учение о познании; раздел философии, в котором определяются возможности и границы познания мира, выявляются условия достоверности и критерии истинности человеческого знания.

Гипотеза – переходная к теории форма развития знания, представляющая собою научно-обоснованное, опирающееся на знание законов предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо неизученных связей или явлений. Государство – политическое образование, в рамках которого отношения между людьми регулируются законами и нормами при наличии сил принуждения. Гражданское общество – система общественных институтов, которая возникает в результате свободной деятельности граждан, нуждающихся в ее услугах, и не имеет никаких других целей, кроме удовлетворения интересов создавших ее людей.

Гражданство – политическая и правовая принадлежность лица к данному государству, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Дедукция – метод, способ познания, заключающийся в движении мысли от общего знания к выводу, дающему знание о конкретных, частных предметах, процессах или явлениях.

Демократия – форма правления, политической организации общества, государства, основанная на привлечении к решению политических, властных проблем широких слоев населения.

Движение и покой – способ существования материи. Движение – способ существования материи, заключающийся в ее постоянном изменении. Покой‒ применительно к механическому движению означает отсутствие перемещения тела в какой то системе координат; в философском смысле ‒ это есть сохранение определенного вида движения, определенного, присущего телу ритма изменения, благодаря которому оно сохраняется как реальное конкретное образование.

Деизм – философское направление, признающее идею Бога лишь как безличную первопричину мира или как силу, давшую первый толчок материи (подобно тому, как часовщик запустил часы в ход), но не имеющую возможности вмешиваться в дела мира, который развивается по своим законам.

Детерминизм – учение о всеобщем характере материальной причинноследственной обусловленности естественных, общественно-исторических и психических процессов, образующей всеобщую цепь взаимосвязанных явлений. Диалектика – метод мышления, основанный на признании всеобщей взаимосвязи и всеобщности развития, наука о всеобщей связи и взаимообусловленности и о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

Диктатура – система политического правления, основанная на узурпации власти каким-либо социальным субъектом.

Догматизм – стиль мышления, для которого характерна склонность к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий.

Долг – внутренняя, не связанная силой, принуждением, выгодой потребность человека поступать в соответствии с определенными моральными ценностями, существующими в обществе.

Достоинство – сознание ценности личности, ее нравственных качеств.

Дуализм – философское направление, пытающееся объяснять мир, исходя из якобы вечно существующих двух начал –материального и духовного.

Душа и дух – два слоя «идеального» мира, две ступени его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке. Душа – совокупность психических характеристик личности, дух – ее ценностно-мировоззренческий пласт.

Единичное, особенное, общее (всеобщее) – понятия, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуальное) – это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но между ними сознание находит немало общего, сходного. Наконец, между объектами можно открыть всеобщие взаимосвязи и закономерности, присущие целым областям и сферам деятельности. Таким образом, в любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управляющий им). Соединение единичного и общего дает особенное.

Закон – объективная, внутренняя, существенная, необходимая и повторяющаяся связь для группы явлений, определяющая процессы становления и существования развивающихся систем.

Закономерность – понятие, близкое понятию закона, но более широкое по своему объему: включает в себя определенную совокупность или систему законов, действию которых подчиняется протекание или развитие каких-то процессов, как закономерных.

Идеал – представление людей о должном, желанном, совершенном, наилучшим в человеке и обществе.

Идеализм – философское направление, исходящее в объяснении мира из первичности разума, сознания и вторичности материи, природы или непознаваемости мира.

Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Идея – смысл, значение, сущность предметов, явлений и процессов окружающего мира.

Иллюзия – искаженное восприятие действительности, обман восприятия.

Имманентное – внутренне присущие какому-либо предмету, явлению или процессу свойства, закономерности.

Индивид – абстрактный, анонимный, единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик.

Индукция – метод познания, построения логических рассуждений, заключающийся в движении мысли от знания отдельных фактов, явлений к общему знанию.

Интуиция способ получения знания, в котором конечный результат лишен опосредованности.

Иррационализм – данным понятием характеризуются философские учения, так или иначе ограничивающие возможности разума в познании мира, не верящие в его познавательные возможности и утверждающие, что рациональное познание должно «дополняться» инстинктом, интуицией, неким «пониманием» и т. п. Истина – процесс отражения объективной действительности в сознании субъекта в форме идеальных образов, совпадающих с отражаемыми предметами или явлениями.

История – процесс развития природы и общества.

Картина мира – в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее отдельной исторической эпохе. В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной жизни), которые основываются на совокупности научных данных о ней.

Категория – предельно общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и процесса познания.

Качество и количество – важнейшие стороны действительности. Качество – система сущностных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов. Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой его можно реально или мысленно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Количество характеризуется определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств.

Класс общественный – большая социальная группа людей, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (собственности, распределению благ в обществе), власти, роли в организаций труда.

Коллективизм – жизненная позиция, требующая от человека таких качеств, как дружелюбие, человечность, доверие, верность, без которых невозможна жизнь в обществе.

Конвенционализм – проявляющееся в ряде философских школ истолкование законов и категорий как субъективных по содержанию, условных, произвольно подобранных форм для выражения той или иной гипотезы, теории.

Космология – учение о Вселенной как целом.

Космос – упорядоченность, организованность, согласованность.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Культурология – совокупность достижений общества, характеризующих уровень овладения им силами природы, накопления духовных ценностей, а также физического и духовного развития самого человека. Собирательное, синтезирующее понятие, обозначающее все человеческое (идущее от человека и достигнутое человеком) в противовес природному.

Либерализм – одно из самых влиятельных идейно-политических течений, провозглашающее свободу личности и другие гражданские и политические права индивида.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.

Любовь – чувство устремленности к единению, близости с другим человеком, другими людьми.

Люмпены – деклассированные, обездоленные слои населения.

Массы – широкие круги населения.

Материализм ‒ философское направление, которое в объяснении мира исходит из первичности материи (мир рассматривается как несотворимый и неуничтожимый, вечно существующий) и ее познаваемости.

Материальное и идеальное (духовное) – два «исходных» начала мира. Под материальным понимается природа, телесная действительность и даже весь окружающий мир. Идеальное – это духовно-творческая сила сущего, предметнопрактическая деятельность человека по преобразованию себя и окружающего мира.

Материя – объективная реальность, отражающаяся нашими ощущениями и существующая независимо от них.

Менталитет – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы людей.

Мера и норма – органическое единство качественной и количественной определенности предметов и явлений. Мера – философская категория, обозначающая определенный интервал, в рамках которого непрерывные, постепенные, количественные изменения свойств предмета или явления не вызывают изменения качества. Норма – это оптимальное, т. е. наилучшее, наиболее эффективное в конкретных условиях состояние системы, объекта.

Метафизика – противоположный диалектике метод мышления, вырывающий явления при их изучении из всеобщей взаимосвязи, или ограниченно, односторонне понимающий развитие. Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Метод – совокупность приемов, способов теоретического познания или практического освоения действительности.

Мировоззрение –совокупность взглядов, оценок и принципов, выражающих мировосприятие человека и пониманием своего места в мире.

Мнение – суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь.

Монархия – политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица.

Монизм – учения, которые в объяснении мира исходят из одного, единственного начала, рассматривая все многообразие явлений действительности как его следствия, последовательно проводя данное положение как принцип через все теоретические построения.

Мораль – совокупность поддерживаемых общественным мнением норм, правил поведения человека в обществе, формирующихся на основе реальных, прежде всего экономических отношений.

Мышление – способ постижения объективной реальности, средство теоретического познания существующих свойств и отношений окружающего мира, а также процесс творческого воссоздания его целостных структур.

Наблюдение – метод познания, предполагающий целенаправленно, в соответствии с заданной целью, осуществляемое восприятие явлений или процессов объективного мира в их естественном протекании.

Надстройка – понятие, обозначающее в марксистской философии совокупность: 1) взглядов, идей, 2) идеологических отношений и 3) соответствующих им общественных институтов (учреждений, организаций).

Народ – все население страны, государства; совокупное единство населения страны, с необходимостью складывающееся для решения общих задач развития. Народность – историческая форма общности людей, исторически складывающаяся из племенных союзов.

Натурфилософия – философия природы; философское объяснение природы как целостной системы, опирающееся на естественно-научное знание.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Национализм – идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования этнической и социокультурной общности в форму политических целей и властных притязаний.

Нация – историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйственной жизни, культуры, общей территорией, национальным языком, некоторыми чертами психологического склада.

Натуральное хозяйство ‒ хозяйство, в котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей товаропроизводителя.

Необходимость и случайность – причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость – философская категория, обозначающая такое протекание процессов, которое закономерно подготовлено предшествующим ходом их развития и отличается неизбежностью. Случайность – философская категория, обозначающая такое протекание событий или процессов, которое не имеет в них существенного основания, не подготовлено закономерно, а вытекает из какого-либо побочного основания.

Номинализм – философское учение, согласно которому в объективной действительности реально существуют лишь единичные вещи, а общее есть лишь субъективное построение ума, выражаемое в форме наименования вещи.

Нравственность – система миропонимания, отражающая представления людей о должном, включающая нормы, принципы, законы, которые регулируют отношения между людьми, а также идеалы в виде общих ориентиров.

Нравы – принятые в обществе образцы поведения, сложившиеся в ходе исторического развития.

Образ – в философском смысле слова есть результат познавательной деятельности субъекта, дающий ему знания о тех или иных процессах или явлениях окружающей действительности.

Общественное бытие – фундаментальное понятие материалистического учения об обществе, обозначающее всю совокупность существующих на том или ином этапе исторически обусловленных общественных отношений, совокупность условий существования человека или социальной группы в обществе, характеризующих реальный процесс их жизни.

Общественное сознание – совокупность взглядов, представлений, чувств и настроений, идей и учений, разделяемых теми или иными социальными группами и отражающих общественное бытие в целом или его отдельные стороны.

Общественные отношения – совокупность отношений между различными социальными субъектами (индивидами как членами общества, социальными группами, классами, государствами, нациями)в процессе общественной жизнедеятельности.

Общество – определенное единство человеческих отношений; этап человеческой истории; определенное сообщество, т. е. некая неформальная организация людей, объединенных по какому-либо одному существенному признаку.

Община – разновидность человеческой общности, включающая обозримое для индивида количество членов и осуществляющая определенные функции. Основные разновидности – родовая кочевая община, состоящая из родственников, ведущая хозяйствование как единый субъект и демографически связанная с другими, и соседская община, состоящая из семей, ведущих относительно автономное хозяйствование.

Объективное – характеристика явлений материального и духовного мира (вещей, знаний и т. д.) как существующих независимо от субъекта, противостоящих ему или взаимодействующих с ним.

Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеалистической философии, исходящая в объяснении мира из признания первичности некоего мирового надчеловеческого, надприродного сознания, разума, духа, который творит или принимает форму природы и человека.

Олигархия – форма политического правления, основанная на власти немногочисленной влиятельной группы, которая узурпирует в государстве право на принятие важнейших политических решений.

Онтология – учение о сущем или бытии в целом, а не о каких-либо его конкретных формах.

Опыт – совокупность знаний, навыков и умений, которыми обладает и которые может использовать человек в соответствии с целями и задачами своей жизни. Орудия труда – созданная человеком система приспособлений, которые человек помещает между собою и предметами труда (природой) при создании им потребительной стоимости.

Ответственность – способность человека в той или иной степени выполнить свой долг.

Отражение – универсальная способность, свойство любых объектов взаимодействовать, оказывать воздействие друг на друга и обмениваться друг с другом информацией. Отражение позволяет фиксировать, хранить и воспроизводить информацию.

Отрицание – особый тип отношения, связи между двумя последовательными стадиями в развитии объекта, означающий переход его в качественно новое состояние. Отрицание не обязательно предполагает утрату им всех прежних черт и свойств, а может сопровождаться удержанием, сохранением наиболее стойких из них, но не противоречащих новому состоянию объекта.

Ощущения – отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Пантеизм – философские учения, растворяющие Бога в природе, в вещах, утверждающие, что Бог есть не что иное, как природа, а природа есть Бог в вещах. Плебисцит – всенародное обсуждение, референдум, вид всенародного голосования.

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. Политика – особая форма жизнедеятельности людей, связанная с отношениями между социальными субъектами по поводу власти, ее распределения и сохранения с целью реализации наиболее общественно значимых запросов и потребностей.

Политическая система – совокупность общественных институтов, осуществляющих властные функции.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных политических сил, взглядов.

Политический переворот – радикальное преобразование политической системы с целью ее укрепления или уничтожения.

Понятие – форма мышления, отражающая общие существенные признаки предметов или процессов.

Потребности – одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, творческой деятельности, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать; внутренний побудитель активности. К потребностям относят не только то, что приносит людям пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого ими удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной природой человека. Кроме того, различают насыщаемые и ненасыщаемые потребности. К ненасыщаемым относится, например, потребность в знаниях, духовной пище, а иногда и потребность в деньгах.

Право – в наиболее широко распространенной, утверждаемой официальными идеологиями трактовке, это есть совокупность санкционированных государством и поддерживаемых его силой обязательных норм и правил поведения, регулирующих взаимоотношения в обществе. В данной трактовке право отождествляется с юридическим законом и объясняется как появляющееся лишь с возникновением государства, которое и устанавливает, «дарует» нам права. В действительности же право есть объективное отношение, в котором выражается степень свободы человека поступать так или иначе, делать что-то или не делать. Это есть объективное субъектно-субъектное отношение (отношение между человеком и человеком, человеком и группой), при осуществлении которого индивид, обладая какой-то степенью свободы, имеет соответствующую степень возможности действовать по своему усмотрению. Право – это наличие возможности, закон – это утверждение обязанности; правами человек обладает в силу факта своего существования – законы устанавливает государство; первое есть объективное отношение, второе – субъективное установление. Возникающее с появлением государства юридическое право (законы) является на протяжении всей истории человечества не столько утверждением, сколько ограничением права — орудием в руках государства.

Предметы труда – вещи, на которые человек воздействует в процессе своего труда при помощи орудий труда с целью удовлетворения своих личных или производственных потребностей.

Представление – чувственный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Опосредуется прошлым опытом.

Природа – понятие, обозначающее в широком смысле слова все существующее, тождественное по своему объему понятию объективная реальность. В более узком смысле обозначает ту сферу бытия, в которой человек, общество взаимодействуют, находятся в практическом или познавательном отношении. Причина и следствие – формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина – это то явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие – результат действия причины.

Прогресс общественный – движение общества по пути реализации определенных ценностей, в основе которых лежит идея развития техники, производительных сил, форм социальной организации, каждого отдельного человека.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение в целях создания материальных благ.

Производственные отношения – отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена с потребления материальных благ. Образуют сложную систему, включающую организационнопроизводственные и общественно-производственные отношения.

Производство – процесс осуществления и регулирования обмена веществ между обществом и природой посредством преобразующей деятельности людей, осуществляемой с целью создания материальных и духовных ценностей для удовлетворения потребностей общества, человека.

Противоречие – взаимодействие противоположных, исключающих друг друга сторон, качеств, сил, предметов, которые в то же время взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Развитие – поступательное движение, связанное с изменением, преобразованием структуры развивающегося объекта от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому.

Раса – группа людей, объединенная общностью происхождения, различающаяся по чисто внешним – биологическим признакам: цвету кожи, волос и т. п. Разделение труда – выражение общественного характера труда, общественной природы самого человека как носителя общественных отношений, как части, элемента целостной системы (общества), находящейся в определенных связях, отношениях с ее другими элементами и выполняющей по отношению кним и системе в целом определенные функции.

Раздражимость – реакция живых организмов на жизненно важные раздражители. Наиболее простой вид отражения, присущий уже одноклеточным, дающим возможность получать из окружающей среды необходимое для жизни и уклоняться от опасного.

Различие – отношение несовпадения сторон. Содержится уже в тождестве. Является стадией развития противоречия. Может быть несущественным и существенным. Существенное различие по мере накопления изменений перерастает в отношение противоположности.

Рассудок и разум – ступени деятельности мышления, стремящегося постигнуть окружающую действительность. Рассудок осуществляет «первичную обработку» осмысляемых фактов. Для более глубокого и полного познания объекта необходим разум, который занимается идеями и постигает его сущностные стороны.

Рационализм – философское учение, согласно которому разум является главной и даже единственной формой познания, постижения истины, способной давать знания вне зависимости от чувственного познания.

Реализм сложившееся в средневековье противоположное номинализму объективно-идеалистическое учение, согласно которому общее существует объективно, реально, предшествуя конкретным, единичным вещам, т. е. в потустороннем мире.

Реальность – все существующее; мир, существующий независимо от нашей воли и представлений; аспект или фрагмент мира, изучаемого конкретной наукой.

Революция – коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии общества или познания

Регресс – движение назад.

Религия – вид общественного сознания, отражающий земные противоречия, господство над людьми стихийных сил природы и общества в иллюзорной, фантастической, неземной форме. Возникает в первобытном обществе в форме магии, фетишизма, тотемизма, анимизма как выражение неспособности первобытных людей объяснить явления окружающей природы и собственную жизнь.

Релятивизм – признание в качестве философского принципа относительности всего существующего. Представляет собою метафизическую абсолютизацию одной стороны действительности и процесса познания.

Республика – форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти имеет выборный характер.

Род – характерная для первобытного общества историческая форма общности людей, представляющая собой объединение кровных родственников, ведущих единое хозяйство.

Свобода – возможность и способность человека думать и действовать по своему выбору, а не по внешнему принуждению. Неразрывна с необходимостью. Именно наличие необходимости делает возможной свободу. Человек не может избавиться от действия ни естественной, ни общественной необходимости, но имеет возможность выбора между ними и выбора путей их реализации, что предполагает знание имеющихся вариантов. Отсюда свобода есть познанная необходимость и действие в соответствии с нею.

Свойство – проявление какой-то одной стороны качества вещи в ее отношении к другим вещам. Объективны, неотделимы от вещей, проявляются лишь в связях с другими вещами. Многообразны, как и виды связей в каждой связи вещь проявляется по-разному. Входят в структуру качества.

Связь – отношение, при котором изменения какой-то одной стороны влекут за собой изменения другой стороны.

Семья – группа людей, состоящая из родителей и их детей, призванная защищать интересы и здоровье ее членов, создавать условия для воспроизводства, сохранения и развития личности.

Сенсуализм направление в гносеологии, метафизически абсолютизирующее роль органов чувств в процессе познания.

Система совокупность элементов и их взаимосвязей, образующих некоторую, способную к функционированию целостность.

Скачок форма развития, представляющая собою процесс смены старого качественного состояния явления новым качеством, осуществляющийся путем структурной перестройки ранее существовавшего посредством ломки старых внутренних связей и становления новых внутренних связей.

Скептицизм позиция в гносеологии, основанная на сомнении в существовании возможности удостовериться в истинности каких-либо званий, в существовании достаточно надежного критерия, способного отличить истину от заблуждения.

Соборность – внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения.

Собственность – система объективных материальных общественных отношений, возникающих между людьми по поводу обладания вещами (вещь выступает чьейто собственностью только в отношениях между людьми).

Совесть – способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам.

Содержание и форма – характеристика состояний различных объектов действительности. Содержание выражает единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явлений или процесс; форма – способ их связи, система внутренней организации, способ упорядочения и существования содержания. Сознание – в широком смысле слова есть свойство высокоорганизованных живых организмов, обладающих центральной нервной системой, отражать воздействие внешнего мира в форме идеальных образов (совпадает по объему с психикой); в более узком (сознание человека) – есть свойство высокоорганизованной материи головного мозга, заключающееся в целенаправленном, обобщенном отражении действительности.

Социальная группа – совокупность людей, занимающих сходное положение в каких-либо общественных отношениях, объединенных на этой основе сходством интересов, целей. Составляет единицу социальной структуры общества. Социальная стратификация – учение, согласно которому общество делится на слои (страты), которые выделяются по самым различным признакам (размер дохода, зарплаты, уровень образования, престижность работы, наличие дома, машины и т. д., вплоть до наличия или отсутствия телефона), размещаясь в определенной иерархии.

Социальная норма – образец, правило, признанные социальной организацией, группой и предназначенные для исполнения ее членам.

Социальная психология – область научного знания, исследующая переживания основанные на них способы поведения индивида в сообществах, а также психологические характеристики социальных групп.

Социальная философия – философская дисциплина, изучающая отношения человека и мира через осмысление общественного устройства, форм его функционирования и развития.

Социальная экология – система знаний о взаимоотношениях общества и окружающей природной среды.

Социальный строй – совокупность организаций и институтов, призванных регулировать все отношения между социальными субъектами в рамках общества. Способ производства – исторически определенная форма организации и функционирования общественного производства, характеризующаяся определенным видом связи людей с природой и системой отношений между собой в процессе трудовой, производственной деятельности.

Справедливость – соответствие практической роли человека, социальной группы в жизни общества их социальному положению, прав людей их обязанностям, результата труда вознаграждению за него, преступления наказанию, заслуг людей их общественному признанию.

Средние слои общества – не относящаяся к основным классам общества совокупность промежуточных социальных групп.

Средства производства – совокупность средств и подвергшихся первичной обработке предметов труда, используемых человеком для производства материальных благ.

Средства труда совокупность вещей, с помощью которых человек воздействует на предметы труда с целью получения определенных материальных благ.

Субъект и объект – необходимые и взаимообусловливающие друг друга участники познавательного процесса или практического действия. Субъект – это тот, кто познает и действует, объект – то, что познается или на что направлена практическая деятельность человека, людей.

Субъективное – то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Субъективный идеализм – направление внутри идеалистической философии, которое в объяснении мира исходит из сознания субъекта.

Субстанция неизменная основа мира – то, из чего возникает все бесконечное многообразие вещей и во что превращается.

Суверенитет экономический – степень автономности воспроизводства, определяемая границами свободы принятия хозяйственных решений и присвоения результатов их реализации.

Суждение– форма мышления, отражающая связи и отношения между предметами и их свойствами посредством утверждения или отрицания.

Сущее – существующий, истинный.

Счастье – эмоционально-приподнятое состояние удовлетворенности человека своей жизнью, достигнутой целью.

Теория и практика – две стороны единой человеческой деятельности. Теория – совокупность взглядов, идей, представлений, служащих для объяснения, истолкования явлений и процессов действительности. Практика – целесообразная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение, преобразование им мира и самого себя.

Творчество – особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.

Тождество – отношение одинаковости сторон, совпадения предмета или явления с самим собой или другими предметами.

Тоталитаризм – форма политической системы, политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны государственного аппарата над всеми сферами общественной и личной жизни, гипертрофией власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности, идеологизацией и политизацией жизни общества, широким использованием методов.насилия и террора.

Тотемизм – форма первобытных религиозных представлений, согласно которым прародителем рода является какое-то животное (иногда растение), на убийство и поедание которого накладывается табу (запрет), нарушаемое лишь в ритуальных целях.

Традиция – стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению в определѐнных обществах, классах и социальных группах.

Трансцендентальный – термин, возникший в средневековой схоластике, означающий те определения бытия, которые выходят за пределы эмпирического мира.

Труд – процесс, совершающийся между природой и человеком, обществом в форме целесообразной деятельности людей по преобразованию природы и общества в соответствии с потребностями человека.

Умозаключение – форма мышления (логическая форма), позволяющая из известных суждений или известных знаний выводить новое суждение, дающее новое знание.

Универсум – единая Вселенная, Мир как целое.

Утилитаризм – стремление извлечь максимальную пользу для себя лично из своих поступков.

Фанатизм – нетерпимость к иным взглядам.

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Феномен нечто отдельное, явление, как оно дано в сознании, в отличие от его сущности. Может пониматься как объективно существующий предмет, процесс в том виде, в каком он предстает в чувственном восприятии.

Фетишизм наделение тех или иных вещей сверхъестественными свойствами или придание естественным свойствам сверхъестественного значения. Возникает как одна из форм первобытной религии, но проявляется и в наше время.

Философия –это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Функция – роль, совокупность и способ действий, выполняемых теми или иными элементами, частями какой-то системы (чего-то целого) по отношению к другим частям, элементам или системе в целом, способствующих сохранению как самого элемента, так и всей системы; этаже связь между данной и другими системами. Хозяйствование – внесение изменений в жизнь внешних предметов, осуществляемое в процессе производства и направленное на их присвоение. Целесообразность – соответствие какого-либо предмета, процесса, явления или совершаемого действия их относительно завершенному состоянию, развитие или действие в соответствии с поставленной целью

Цель и средства – мысленное предвосхищение результата деятельности; представляемое и желаемое будущее событие или состояние, достигаемое определенными действиями человека или социальной группы.

Ценность – значимость для людей предметов, явлений, мыслей и поступков.

Цивилизация – этап общественного развития, наступающий после дикости и варварства.

Человек – определенная ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Диалектический материализм рассматривает человека как обладающее абстрактным мышлением биосоциальное явление, существующее на основе трудовой деятельности. Как физиологический организм, человек формируется и функционирует на основе биологических законов, но как сознательное существо формируется и существует только в обществе на основе труда и общения с себе подобными (речи), на основе социальной необходимости. Причем, социальное становится той стороной, которая преобразует выполнение и биологических функций человека. Общество формирует его как личность. Сущность человека – это не свойство человека как отдельно взятого индивида, она есть совокупность всех общественных отношений.

Чувственное познание – отражение внешнего мира в форме чувственных конкретных, единичных образов, возникающих при непосредственном воздействии предметов, вещей (энергии внешнего мира) на органы чувств. Эвдемонизм – утверждение целью человеческой жизни достижение счастья.

Эволюционизм – учение о развитии живой природы, определяющееся изменчивостью, наследственностью и естественным отбором.

Эволюция – поступательное, последовательное развитие.

Эгоизм – стремление удовлетворить свои потребности и желания за счет других. Эклектика – смешение разнородных философских взглядов, идей, теоретических положений, посылок, принципов, не имеющих единого логического основания. Экономика – обмен веществ между природой и человеческим родом, сопровождаемый сознательной деятельностью индивидов и человеческих общностей.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знания.

Этнические общности – общности людей, связанные единством происхождения, хозяйственно осваиваемой территорией, языка, культуры, религии, психологических особенностей.

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность).

Явление и сущность – всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Явление – это внешние, наблюдаемые, непосредственно воспринимаемые, изменчивые характеристики объекта, сущность – единство глубинных, внутренних, устойчивых свойств, связей, отношений, делающих объект таким, каков он есть.

Язык – естественно-исторически возникшая система знаков, служащая материальным средством, материальной оболочкой мысли, средством общения и передачи знаний.

Учебное издание

Г. М. Нажмудинов

С. В. Гроздилов

М. С. Кищенков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: