Нормативно-правовые аспекты организации системы здравоохранения
Структура системы здравоохранения в России
Здравоохранение – это общественно-социальную функцию общества (государства) по охране и укреплению здоровья населения.
Бюджетно-страховая система здравоохранения обеспечивается средствами государственного бюджета (федерального и регионального) и внебюджетными средствами медицинского страхования – обязательного государственного социального медицинского страхования (ОМС) и добровольного, частного медицинского страхования (ДМС).
«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей.
В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.
В нашем государстве ведущая роль отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан.
В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:
- федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);
- органы и учреждения государственной системы ОМС;
- частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);
- общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности.
На федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья осуществляет Министерство здравоохранения РФ (далее — Минздрав).
Министерство здравоохранения Российской Федерации - федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств.
Среди основных функций Министерства здравоохранения необходимо указать следующие:
- разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, базовой программы обязательного медицинского страхования;
- разработка программ подготовки медицинских и фармацевтических работников;
- разработка и реализация мер по спасению жизни людей в чрезвычайных сиуациях;
- развитие материально-технической базы здравоохранения
- координация и финансирование научных исследований;
- разработка порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности; - разработка и утверждение стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением;
- сертификация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
- разработка единой системы статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения - международное сотрудничество в области здравоохранения.
Подведомственны Минздраву:
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)
- Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, а также по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т. п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Минздрав России, но с учетом региональных особенностей.
С 21 мая 2012 г. Министерство здравоохранения РФ возглавляет Скворцова Вероника Игоревна, врач-невролога высшей категории, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии медицинских наук, во 2-м Московском государственном медицинском институте, проработала двадцать пять лет.
Скворцовой дважды пришлось применить профессиональные навыки на заседаниях органов государственной власти. 30 июля 2013 года министр помогла сотруднику Администрации президента, у которого возникло предынсультное состояние во время заседания Государственного совета РФ. 21 ноября 2013 года на заседании президиума правительства упал в обморок один из сотрудников Федеральной службы охраны РФ. Сотрудник потерял сознание в тот момент, когда Скворцова с трибуны докладывала о состоянии конкуренции на рынке лекарственных препаратов, и министр по просьбе Дмитрия Медведева оказала пострадавшему первую помощь.
Главным специалистом по управлению сестринской деятельностью в РФ является Двойников Сергей Иванович, заведующий кафедрой сестринского дела Самарского государственного медицинского университета