Опыт организации системы здравоохранения в зарубежных странах

Оптимальная система - канадская, основанная на страховании здоровья. Она сочетает в себе элементы медицины, ориентированной на прибыль, с равной доступностью для жителей страны медицинских услуг достаточно высокого качества, что обеспечивает высокие показатели здоровья населения. Канадская модель организации здравоохранения основана на общенародной программе страхования по принципу предварительного финансирования и представляет право на полное медицинское обслуживание каждому гражданину независимо от его материального положения, места жительства, возраста и рода занятий. Гибкое сочетание централизованного и территориального финансирования здравоохранения Канады стимулирует местные инициативы и в то же время позволяет федеральному правительству проводить общенациональную политику охраны здоровья. Введен лицензионный порядок создания новых стационаров. Такой же порядок действует и в отношении крупных инвестиционных проектов — модернизации больниц, приобретения особо дорогих видов оборудования. Поставлены ограничения на расширение коечного фонда, установлены квоты на подготовку новых врачей, на федеральном уровне ограничиваются территориальные органы управления.

Канадская модель исходит из того, что улучшение общественного здоровья прежде всего связано с поддержанием здоровья и профилактикой заболеваний, а не с улучшением в системе оказания медицинской помощи. Политика здравоохранения ориентирована на целевые программы, влияющие на жизнь и здоровье населения: борьба с курением, злоупотреблением алкоголем, употреблением наркотиков, рациональное питание и т.д. Широкое вовлечение населения Канады в укрепление своего здоровья реализуется через различные добровольные формальные и неформальные организации(ассоциации жильцов, добровольные агентства, группы самопомощи).

Шведская модель - попытка обеспечить равные возможности для всех как в создании здорового образа жизни, так и в доступности медицинских услуг. Согласно Закону о здравоохранении, принятому в 1983г., главная цель национального здравоохранения — хорошее здоровье и медицинская помощь на равных условиях для всего населения. Всеобъемлющая система страхования на случай болезни охватывает практически все население Швеции. В последнее десятилетие наблюдается общая тенденция к снижению числа коек и длительности пребывания больного в стационаре. Наряду с районными больницами дальнейшее распространение получает сеть домов сестринского ухода. Число частнопрактикующих врачей постоянно снижается. Начиная с 70-х годов в стране основное внимание уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи. Несмотря на высокий уровень жизни, шведская модель имеет и специфические недостатки: тенденция к уравниванию доходов снижает роль материального стимулирования, значительное участие государственных структур порождает бюрократизацию и способствует снижению эффективности медицинской помощи.

В Швеции стратегическими целями на 90-е годы определены: приоритет групп риска, активное привлечение населения к укреплению своего здоровья (особенно на общинном уровне), учет реальных потребностей населения в укреплении здоровья при распределении финансовых ресурсов, разработка долговременной политики правительства по улучшению здоровья нации.

Английская система. Опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании также свидетельствует о ее высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощь.

Основная часть средств формируется в центральном бюджете и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Центра-лизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Проводимые в настоящее время правительственные реформы в Великобритании используют два основных механизма повышения эффективности финансируемого государством здравоохранения: во-первых, рост конкуренции среди больниц и других производителей услуг; во-вторых, новые организационные мероприятия, направленные на повышение степени местной автономии и независимости управления в рамках национальной системы здравоохранения.

Американская система характеризуется высокой степенью социальной ответственности бизнеса за сохранение здоровья наемной рабочей силы. Значительные затраты предпринимателей на медицинское страхование рабочих и служащих создают в США объективные предпосылки для развития качественной медицинской помощи населению. Дешевая рабочая сила не может быть здоровой, а значит, и продуктивной — элементарная истина, усвоенная цивилизованным предпринимателем. В целом оказалось, что потери от заболеваемости с временной нетрудоспособностью или преждевременная инвалидность и выбытие из активной трудовой деятельности существенно выше тех затрат на здравоохранение, которые могли бы предотвратить эти потери.

Канадская, английская, французская и германская системы здравоохранения вызывают повышенный интерес из-за высокого качества медицинского обслуживания на фоне сдерживания роста цен на медицинские услуги. Так, французское правительство контролирует цены на большинство медицинских услуг, в том числе на гонорары врачей. При этом государству удается не допускать роста цен, установив жесткий контроль над затратами. Любой вопрос, касающийся нового строительства или закупки дорогостоящей медицинской техники, решается на уровне правительства. Однако экспорт зарубежного опыта вызывает ряд сомнений, поскольку любая национальная система здравоохранения является продуктом социально-культурных и экономических условий конкретной страны, которые обусловливают ее функционирование.

Однако тщательное изучение ситуации показывают, что системы здравоохранения почти во всех странах мира сталкиваются с проблемами роста издержек и недоступности медицинской помощи для части населения. Какой-либо универсальной модели организации здравоохранения, пригодной для всех, конечно, не существует. Уровень централизации, регулирования, распределения издержек между всеми гражданами, а также роль частного страхования в сфере медицинских услуг в разных странах сильно варьируются. Тем не менее, общие тенденции развития общенационального здравоохранения в мире позволяют сделать следующие выводы:

· Наличие медицинского страхования не равнозначно всеобщему доступу к услугам здравоохранения. На практике во многих странах страховка есть у всех, но медицинские услуги в ее рамках "дозируются", или людям приходится подолгу ждать очереди на лечение.

· Рост затрат на систему здравоохранения характерен не только для США. Хотя в других странах эти расходы составляют куда меньший процент совокупного ВВП и ВВП на душу населения, они увеличиваются практически везде, порождая дефицит бюджета, повышение налогов и сокращение социальных льгот.

· В странах, где акцент делается на государственном контроле над здравоохранением, граждане с наибольшей вероятностью сталкиваются с "листами ожидания", нормированием услуг, ограничениями на выбор врача и иными препятствиями в сфере медицинской помощи.

· Страны, где системы здравоохранения наиболее эффективны, добиваются подобного результата за счет отказа от централизованного государственного контроля и опоры на рыночные механизмы — конкуренцию, разделение издержек, рыночные цены и свободу выбора для потребителя.

Ни в одной стране не идет речь об отмене всеобщего медицинского страхования, но отход от централизованного государственного контроля и перевод здравоохранения на рыночную основу следует признать преобладающей общемировой тенденцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: