Понятие маркетинговой среды предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Понятие маркетинговой среды предприятия………………………………….…….3-5

1.2.Методики анализа макросреды SPET/PEST…………………………………...……5-6

1.2.1.Методика STEP-анализа с использованием четырехпольной матрицы. …….…6-7

1.2.2.Методика STEP-анализа с использованием табличного формата……………...…...7-8

1.2.3.Оценка маркетинговой среды предприятия……………………………………….8-9

1.3.Пример STEP – анализа рынка. ………………….………………………..……....10-33

1.4.Структура SWOT-анализа…………………………………………………...…….…..34

1.4.1.Сильные и слабые стороны предприятия……………………………………....…..34

1.4.2.Постановка целей и разработка задач предприятия……………………….…....34-35

1.4.3.Возможности и угрозы для предприятия на рынка………..…………….…..…35-36

1.5.Качественные методики проведения SWOT-анализа………………………..…..…..36

1.5.1.Методика SWOT-анализа с использованием четырехпольной таблицы.….…..37-40

1.5.2.Пример использования матрицы четырехпольного SWOT-анализа.……...…40-41

1.6.Количественные методики SWOT-анализа…………………………………………..41

1.6.1.Методика бального SWOT-анализа с использованием четырехпольной матриц……………………………………………………………………………..…….41-47

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ АНАЛИЗА

2.1.Конкуренция как фактор маркетинговой среды………………………………….48-49

2.2.Типы конкуренции………………………………………………………………..……50

2.3.Принципы конкурентного анализа……………………………………….……….50-55

ГЛАВА 3.КОРПОРАТИВНЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ

3.1.Понятие стратегического подхода в управлении и планировании…………….56

3.1.1.Проблемы стратегического планирования…………………………………………57

3.1.2.Понятие стратегии маркетинга…………………………………………………58-59

3.1.3.Принципиальная схема стратегических решений компании……………………...59

3.1.4.Правила разработки миссии компании………………………………………….60-61

3.1.5.Структура деловых стратегий компании……………………………………….61-62

3.2.Принципы создания корпоративной модели стратегического планирования....62-64

3.3.Методика выбора и оценки факторов привлекательности рынка для компании………………………………………………………………………………..64-66

3.4.Методика определения ключевых факторов успеха……………………………..66-69

3.5.Использование модели жизненного цикла товара в стратегическом планировании…………………………………………………………………………...69-70

3.6.Использование методик портфельного анализа в КМСП………………………..70-80

3.6.1.Понятие бизнес-портфеля товаров и услуг компании…………………………70-71

3.6.2.Модель анализа бизнес-портфеля «Бостон Консалтинг Групп» (БКГ)……….72-76

3.6.3.Критика и ограничения модели анализа портфеля БКГ……………………….76-77

3.6.4.Методика анализа бизнес-портфеля с использованием модели БКГ…………77-80

3.7.Матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи»…………………………………...80-84

3.8.Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля………………………………………..84-86

3.9.Метод “5 конкурентных сил” М. Портера………………………………………..86-90

3.9.1.Ограничение использования модели “5 сил Портера”…………………………….90

3.10.GAP-анализ………………………………………………………………………...90-92

3.10.1.Шаги по проведению анализа разрывов……………………………………….93-94

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие маркетинговой среды предприятия

В российской практике маркетинга и менеджмента в на­стоящее время дискутируется вопрос о роли и месте различных методик анализа среды в процессе планирования рыночной деятельности предприятия.

Необходимо отметить, что в мировой науке и практике также не существует «идеального» варианта анализа среды бизнеса. Так, С. Дибб, Л. Симкин, Дж. Брэдли отмечают, что «практика планирования маркетин­га изобилует примерами недобросовестного проведения и не­продуманного SWOT-анализа. В каком-то смысле это цена, ко­торую приходится платить за его простоту»3. С ними соглашается М. Мак-Дональд, считающий, что, по результатам исследова­ний, «предварительные выводы указывают на неадекватное по­нимание и несоответствующее' использование SWOT-анализа, матрицы управляющих политик, сегментирования рынка и про­цесса определения целей и стратегий».

Существует серьезные проблемы знания мето­дики и правильного ее использования. Мы считаем, что это происходит не только из-за незнания методик, но и непонима­ния сущности анализа и его возможностей.

Анализ среды может выполнять ряд функций:

1. Создание актуальной базы информации об изменениях в бизнес-среде.

2. Заблаговременное предупреждение менеджмента о том, что может произойти на рынке в отрасли где-то еще вовне.

3. Распространение информации и результатов анализа сре­ди ключевых лиц, принимающих решения и влияющих на ре­шения в организации.

4. Маркетинговая среда всего делится на внутреннюю и внеш­нюю по отношению к самому предприятию.

MB!

5. Создание актуальной базы информации об изменениях в бизнес-среде.

6. Заблаговременное предупреждение менеджмента о том, что может произойти на рынке, в отрасли или где-то еще вовне.

7. Распространение информации и результатов анализа сре­ди ключевых лиц, принимающих решения и влияющих на ре­шения в организации.

 

Маркетинговая среда всего делится на внутреннюю и внеш­нюю по отношению к самому предприятию.

 
 


Рис 1.1. Маркетинговая среда фирмы.

Основными уровнями маркетинговой среды, являются макро­среда, микро- или рыночная среда, а также внутренняя среда.

к внешней среде относятся макро- и микро­среды маркетинга.

Внутренняя среда предприятия — это само предприятие, его цели, организационные структуры, которые определяют ха­рактер принятия решений, а также работники предприятия, частично собственники капитала и целый ряд других вну грен-них факторов. Особенностью факторов внутренней среды яв­ляется то, что все они контролируемы, так как само предприя­тие определяет их характеристики. Важно разработать такую систему внутренней среды и так организовать все виды ресур­сов, чтобы предприятие сумело использовать их наилучшим образом для достижения своих рыночных целей.

Макросреда функционирования предприятия состоит из де­мографической, экологической, экономической, технологиче­ской, политической, юридической, социальной и культурной среды. На эти факторы отдельно взятое предприятие даже крупное не может оказать влияние.

Мониторинг и анализ макросреды необходим для того, чтобы предприятие могло вовремя принять управленческие ре­шения и подстроиться под действия макросреды.

Например, компания не в состоянии ничего по­делать с демографическими показателями среды в том регион не, где работает, но она может перейти в другой регион. С дру­гой стороны, на своих конкурентов компания может оказывать влияние (в зависимости от своего размера компания может влиять на конкурента сильнее или слабее посредством своих маркетинговых программ; даже небольшая компания, работая в узкой нише, может влиять на фактор конкуренции, избегая ее за счет узкой фокусировки).

Микросреда (рыночная среда) функционирования предпри­ятия состоит из разных групп потребителей, поставщиков ре­сурсов для предприятия, посредников, всех типов конкурен­тов, контактных аудиторий. Задача предприятия состоит в том, чтобы не только изучать микросреду, но и прежде всего форми­ровать в ней все виды связей и отношений, необходимых для рыночной деятельности и создания своего места в этой среде. Таким образом, факторы микросреды являются для компа­нии в значительной степени контролируемыми. Предприятие само выбирает поставщиков, посредников, партнеров, опреде­ляет кого хочет видеть покупателем своего товара или услуги. Определяя для себя привлекательный рынок, компания выби­рает и конкурентов, которые там присутствуют.

Анализ маркетинговой среды — процесс оценки и интерпретации информации, собранной путем исследования внутренней и внешней среды предприятия с использованием разных методов.

Нельзя говорить о том, что все факторы среды неконтролируемы и непредсказуемы, так как есть разные спо­собы поведения компании на рынке. Многие вопросы такого рода снимаются благодаря правильному использованию от­дельных методик.

Для анализа маркетинговой среды компании применяются различные методики, большинство из которых базируется на экспертных оценках. В качестве экспертов привлекаются спе­циалисты разных подразделений предприятия, представители среднего и высшего менеджмента, представители посредни­ков, партнеров, потребителей, независимые консультанты.

Суть метода экспертных оценок состоит в получении незави­симых субъективных мнений ряда экспертов по поставленным во­просам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: