Понятие и предмет финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающих в процессе этой деятельности отношений: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

Для выявления предмета финансового права необходимо учитывать, что в определенной мере область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности), т.е. с формированием и использованием государственных и муниципальных финансов.

Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и органов местного самоуправления по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации своих задач.

Нормы финансового права закрепляют структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные органы • с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные и местные органы всех видов и уровней.

Формирующееся ныне финансовое право Российской Федерации отражает экономические и политические преобразования в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, учитывающие особенности экономики переходного к рыночным отношениях периода. Они исходят из принципа равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно этому - их финансовых обязанностей перед государством, их прав на защиту своих законных интересов, из самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Можно заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования народного хозяйства и другие подобные явления.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность (увеличение финансовых и других санкций, денежных штрафов) за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, имеется направленность финансово-правового регулирования на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства. Однако заметно усилилась их фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном еще развитии социальной направленности.

В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения а соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах).

И наконец, отражение в финансово-правовых нормах, закрепляющих полномочия государственных органов в области финансов, принципа разделения властей.

Вместе с тем, отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях пока представляют лишь наметившиеся тенденции, требующие своего углубления и упрочения. Важно при этом, чтобы финансовое право в целом соответствовало Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина, нормам международного права.

Предмету финансового права соответствует его метод правового регулирования.

Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объеме поступлению средств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний.

Например, таким методом государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что Не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления. предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: