Лекция № 2. Развитие науки управления

Управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций. (Р.Ходжеттс).

1. Религиозно-коммерческая. Шумерия 3тс. Д.н.э. Отказ жрецов от дани богам, переход к натуральной дани продуктами, накопление ее, обмен и получение дохода.

2. Светско-административная. Вавилонский правитель Хаммурапи попытался организовать систему управления огромной империей (1792 – 1750 д.н.э.). Свод Хаммурапи содержал 285 законов управления государством. Он первым стал целенаправленно работать над своим образом «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Навуходоносор XI значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах (605-562 д.н.э.).

ПЛАТОН. Управление – наука о питании людей, т.к. обеспечивает материальное существование общества. Управлять страной должны законы, а надзор за их применением должен осуществлять политик.

АРИСТОТЕЛЬ. Управление – господская наука, смысл которой в надзоре за рабами.

Современная наука развивается очень быстро и сегодня это синтез теоретических разработок и осмысления выводов, сделанных из практической деятельности.

Школа организационно поведения.

В период становления школы научного управления, исследователи никак не связывали управление с психологией. До конца не было осознано значение человеческого фактора, являющегося, в конечном счете, основным элементом повышения эффективности любой организации.

Первая попытка применить психологический анализ к практическим производственным задачам была предпринята профессором Гарвардского университета США Г.Манстербергом (1863-1916). Практическую психологию, примененную к хозяйству, назвал психотехникой, целью которой является разработка методов определения требований, предъявляемых к людям (профконсультации и профориентация). Он считал необходимым перенести испытания профессиональной пригодности из производственной обстановки в лабораторию, кабинет психолога. Он отделил испытание профессиональной пригодности от обучения. Он предложил два метода выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест. Тест затрачивал меньше времени и ставил испытуемого в такие условия, когда тот вынужден проявить требуемые качества. Психологические методы профессионального отбора кадров продолжают сохранять свое значение для целого ряда профессий и в настоящее время.

Г.Манстерберг в своем труде "Промышленная психология" сосредоточил внимание непосредственно на рабочих. Цель изучения в том, чтобы узнать:

Как находить людей, чьи умственные качества делают их более подходящими для предстоящей работы (как оценить умственные качества для работы)?

В каких психологических условиях предприятие может получить наибольший результат от труда?

Как предприятие может воздействовать на рабочих с целью получения максимального результата?

Как изменение условий труда повлияет на результаты труда?

Повышает ли сопричастность к делу производительность?

Понимание человеческой мотивации, поведения работников в группах, личных отношений и удовлетворения от труда – вот основные задачи, которые пытались решить представители поведенческой школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: