ЛЕКЦИЯ 5.
ГУМАНИЗМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯНА АМОСА
КОМЕНСКОГО (1592-1670)
План:
Антрополого-педагогические взгляды
Принцип природосообразности
Дидактическое обоснование системы «школ»
Духовно-нравственное воспитание
1. Антрополого-педагогические взгляды
Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом:
- рождением педагогической системы,
- необычайно смелой по замыслу,
- постановке педагогических вопросов,
- предложенным решениям,
- отличающейся сложной архитектоникой.
Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания:
- с собственным предметом исследования,
- научной аргументацией,
- исследовательской проблематикой,
- собственным «языком» — понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система — плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского, трансформировавшего в своём мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития.
|
|
Его «Великая дидактика» (1632) — начало всех начал в педагогике нового времени.
Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.
Вектор же духовных исканий педагога-философа — что есть человек и каковы возможности его развития и самосовершенствования в образовании.
Антрополого-педагогическая концепция Коменского зиждется на его религиозных взглядах и представлениях (I, 96—108), Человек тварное существо, но в отличие от всего остального тварного мира он создан по «образу и подобию Божию» и наделён:
- огромными созидательными силами, способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества как разумное, нравственное, добродетельное существо,
- безграничными способностями к познанию мира,
- неисчерпаемыми духовно-нравственными силами,
- стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии.
Концепция философа — поистине гимн человеку. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе.
Однако это «первообраз» — и возвыситься, подняться до него невозможно без воспитания: «всем рождённым людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми» (1, 107).
Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ, должно стать «всеобщее образование юношества».
|
|
Теоретическая мысль великого гуманиста избежала «соблазна»