Теоретическая мысль великого гуманиста избежала «соблазна»

ЛЕКЦИЯ 5.

ГУМАНИЗМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯНА АМОСА

КОМЕНСКОГО (1592-1670)

План:

Антрополого-педагогические взгляды

Принцип природосообразности

Дидактическое обоснование системы «школ»

Духовно-нравственное воспитание

1. Антрополого-педагогические взгляды

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом:

- рождением педагогической системы,

- необычайно смелой по замыслу,

- постановке педагогических вопросов,

- предложенным решениям,

- отличающейся сложной архитектоникой.

Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания:

- с собственным предметом исследования,

- научной аргументацией,

- исследовательской проблематикой,

- собственным «языком» — понятийно-терминологическим аппаратом.

Эта система — плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского, трансформировавшего в своём мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития.

Его «Великая дидактика» (1632) — начало всех начал в педагогике нового времени.

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Вектор же духовных исканий педагога-философа — что есть человек и каковы возможности его развития и самосовершенствования в образовании.

Антрополого-педагогическая концепция Коменского зиждется на его религиозных взглядах и представлениях (I, 96—108), Человек тварное существо, но в отличие от всего остального тварного мира он создан по «образу и подобию Божию» и наделён:

- огромными созидательными силами, способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества как разумное, нравственное, добродетельное существо,

- безграничными способностями к познанию мира,

- неисчерпаемыми духовно-нравственными силами,

- стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии.

Концепция философа — поистине гимн человеку. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе.

Однако это «первообраз» — и возвыситься, подняться до него невозможно без воспитания: «всем рождённым людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми» (1, 107).

Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ, должно стать «всеобщее образование юношества».

Теоретическая мысль великого гуманиста избежала «соблазна»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: