Сословного облика, орудия национально-государственных и
Религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки
Человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.
Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и ныне остаётся «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах.
В концепции Коменского человек помещён в «макромир», наделён властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «макромире».
Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества — это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах человека. Человек сам сложили мир, «микрокосм».
Его внутренняя жизнь — борьба добрых и Зль,х начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму, нравственности, Добродетелям — цели и задачи нравственного воспитания.
|
|
Духовная опора человека в его внутреннем самостроительстве и в
Его деятельности в мире — стремление «жить точно перед очами
Бога», «ходить перед Богом» (1, 170), осуществлять своё
Предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной.
«Семена благочестия», как и «семена ума», «семена
Нравственности», призвано растить религиозное воспитание.
Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы.
Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Коменского — это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств — развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей» (1, 156).