Тема 7. Образование и конституционное развитие США

1. Экономическое и политическое положение английских колоний. Война за независимость. Декларация независимости 1776 г.

2. Конституционное развитие США. Билль о правах.

1. В XVIII в. наиболее важным событием мирового значения была война английских колоний за свою независимость.

В середине XVIII в. между Атлантическим океаном и Аппалачскими горами находились 13 английских колоний. Англия в отношении своих колоний проводила политику экономического притеснения, которая проявлялась в следующем:

- торговля колоний с другими странами ограничивалась навигационными актами;

- запрещались или значительно притеснялись такие отрасли промышленности, как железоделательная и шерстяная;

- ограничивали выпуск денег либо заменяли их табаком и пшеницей;

- издавали законы, которые защищали интересы земельных монополистов и препятствовали колонистам занимать новые земли. Так, указ 1763 г. запрещал колонистам занимать земли за Аллеганскими горами.

В ответ колонисты повсеместно нарушали законы метрополии, широко развивалась торговля контрабандой, земля захватывалась незаконно. Фактически, экономическому развитию колоний Англия являлась серьёзной помехой. В 1773 г. английский парламент разрешил Ост-Индской компании продавать в Америке чай с очень маленькой ввозной пошлиной, фактически предоставив ей чайную монополию в колониях. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения и недовольства американцев. В ответ группа недовольных жителей Бостона, переодевшись индейцами, выбросила весь чай в море. В историю события 16 декабря 1773 г. вошли под названием «Бостонское чаепитие». Порт в Бостоне был закрыт и блокирован. Бостон и вся колония Массачусетс были лишены самоуправления, а также права иметь свои представительные органы.

Политика английского правительства вызвала особенное возмущение и недовольство практически во всех колониях, которые материально и морально поддерживали жителей Бостона. Чтобы установить единство в совместной борьбе против метрополии был созван первый, а в мае 1775 г. в Филадельфии второй континентальный конгресс.

1 июля конгрессу был представлена «Декларация независимости», которая после трёхдневного обсуждения 4 июля 1776 г. была одобрена делегатами.

Декларация независимости делится на две части. В первой, так называемой социально-философской части, определялись социальный идеал и провозглашались государственно-правовые принципы независимости:

1) все люди равны и обладают такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, свободу и стремление к счастью;

2) для обеспечения этих прав учреждают правительства;

3) «если же данная форма правительства становится гибельной для этой

цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью» [3, с. 182].

Во второй части Декларации перечислены злоупотребления английского монарха и парламента по отношению к колониям. В качестве доказательств предоставлялись следующие факты:

- Георг III распускал законодательные собрания;

- губернаторов и судей переводил на королевское жалованье. «Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли» [3, с. 183];

- облагал колонии налогами «без их согласия»;

- ввёл в практику содержание постоянной армии за счёт колоний без их согласия;

- «он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй»;

- лишил провинции хартий;

- отменил суды присяжных;

- ограничивал торговлю между колониями и с другими странами;

- закрывал американские порты;

- вводились таможенные сборы;

- запрещалось селиться на свободных землях.

Все перечисленные злоупотребления, во-первых, давали колониям право считать власть метрополии как тираническую, а во-вторых, были основанием для разрыва государственных связей с Великобританией. В заключение декларации была внесена без изменений «резолюция независимости», которая провозглашала признание каждой из 13 колоний самостоятельным государством, способным объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и «совершать всё то, на что имеет право всякое независимое государство» [3, с. 185].

После провозглашения независимости США пришлось в течение многих лет отстаивать свою свободу. Только в 1783 г. по мирному договору Англия признала независимость своих бывших колоний.

2. Политические условия требовали подкрепить провозглашенное суверенное государство США реальным созданием и оформлением единого союзного государства. Необходимо было объединить все штаты, которые стремились сохранить свою независимость. Дальнейший процесс объединения приобрёл конфедеративную форму, оформленную в «Статьях конфедерации» 1781 г. Союз тринадцати штатов был образован в форме конфедерации, созданной для «общей обороны, обеспечения своих свобод, а также взаимного и общего благосостояния». Названием конфедерации, согласно ст.1, стало «Соединённые Штаты Америки». За штатами не предусматривалось право выхода из союза. Согласно ст. 2 документа, «каждый штат сохранял своё верховенство, свою свободу и независимость, равно как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединённым Штатам, собравшимся на конгресс» [3, с. 185]. Однако конфедеративное устройство не могло долго соответствовать экономическим и политическим условиям в государстве. Требовалось создание сильного централизованного государство с новой конституцией, которая закрепляла бы федеративное устройство. Такая конституция была подписана 17 сентября 1787 г.

Конституция США явилась первой в мировой истории писаной конституцией, которая закрепила республиканскую форму правления в масштабе всей страны и в каждом штате, а также федеративную форму государственного устройства. Существует много различных мнений ученых, касающихся сути буржуазных конституций вообще и конституции США 1787 г., в частности. Многие ученые называют её образцовой американской конституцией, отстаивая тезис о незыблемости её «священных» принципов и правовых гарантий. Им противостоит мнение, что для сокрытия истинного содержания конституции существует целый арсенал средств: декларативность изложения, отсылочный характер многих положений, формализм и др.

В основу государственной структуры страны в конституции положены три основных принципа, которые теоретически были выделены и обоснованы английским мыслителем XVII в. Дж. Локком, французским мыслителем XVIII в. Ш. Монтескье и др., как основные признаки правового государства:

«разделения властей», федерализма и верховенство Конституции.

Конституция установила принцип разделения центральной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разделение конгресса на сенат и палату представителей.

Законодательная власть вверялась конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. В палату представителей выборы проводились населением каждого штата пропорционально числу его жителей с учетом 3/5 негров-рабов. Обычно избирали по 1 представителю от 30 000 жителей. Индейцы считались вне закона. Члены палаты представителей избирались сроком на 2 года. Согласно Конституции, в сенат избирались по два сенатора, имеющих по одному голосу, от каждого штата Законодательным собранием каждого штата на 6 лет. Каждые два года одна треть состава сенаторов переизбиралась путём частичных перевыборов. По Конституции, член сената должен был не менее 20 лет быть гражданином США, и по возрасту – не моложе 30 лет. Полномочия конгресса определяются ст.1 разделом – 8. Конгресс имеет право:

- издавать по всем вопросам, отнесенным к ведению федерации, законы;

- собирать налоги;

- регулировать торговлю;

- вводить единые для страны таможенные пошлины;

- чеканить монету;

- объявлять войну;

- набирать армию и флот.

Решения, принятые палатой представителей, подлежало обязательному утверждению сената, который имел исключительное право суда над высшими государственными деятелями, в том числе над президентом (импичмент).

Особенностями законодательной деятельности конгресса являлись:

1. После обязательного рассмотрения и одобрения постоянным комитетом палаты законопроект включался в повестку дня палаты.

2. В процессе принятия законопроекта обе палаты обладали равными правами.

3. Законопроект, принятый палатой представителей и сенатом 2/3 голосов, представлялся президенту на подпись. Но одобрение президента не является обязательным. Он может наложить отлагательное или карманное вето на законопроект, которое может быть преодолено конгрессом повторным голосованием (2/3 голосов в каждой палате).

4. Конгресс наделён правом, по Конституции, судебного преследования федеральных должностных лиц, в том числе и президента, по импичменту, по которому палата представителей возбуждает преследование за совершение ими преступления (государственная измена, взяточничество и др.), а судит обвиняемого сенат.

Исполнительная власть, по Конституции, принадлежит президенту, который избирается на 4 года путём косвенных выборов (через коллегию выборщиков, избираемую по штатам) должен достигнуть 35-летнего возраста и не менее 14 лет быть гражданином США. Первый президент США Дж. Вашингтон положил начало прецеденту: президент не должен избираться более двух раз подряд. В истории США исключением стало правление президента Ф. Рузвельта, который избирался на 4 срока подряд. Президент, являясь одновременно главой государства и правительства, был наделён широкими полномочиями, а именно:

- назначал всех высших федеральных должностных лиц, членов правительственного кабинета, послов, консулов и членов Верховного суда США и других должностных лиц с «совета и согласия сената»;

- являлся главнокомандующим армией и флота США;

- заключал международные договоры;

- обладал правом помилования, за исключением «импичмента».

Президент обладал всей полнотой исполнительной власти при решении вопросов, касающихся федерации в целом (ст. 2). Кроме того, взаимоотношения президента и конгресса определялись согласно Конституции таким образом:

1) президент имел право собирать чрезвычайные сессии конгресса;

2) имел право использовать вето против законопроекта, принятого конгрессом;

3) он обязан был информировать конгресс о положении дел в стране и предлагать любые меры, которые он «сочтёт необходимыми и полезными».

Судебную власть осуществлял Верховный суд США и нижестоящие суды. В 1789 г. был принят закон о судоустройстве, который и создал систему федеральных судов, действующую с некоторыми изменениями и сейчас.

Конституция США закрепляла уже существовавшую республиканскую форму правления, подтверждала прежние ограничения избирательного права в штатах и сохраняла в силе институт рабства.

К изменениям Конституции государство прибегало нечасто: за всю историю США было внесено 5 тыс. проектов поправок, но только 27 из них были одобрены. К 2006 г. действует 26 поправок (поправка 18-я была отменена принятием 21-й поправки [4, с. 217].

В 1789 г. под давлением демократических сил конгресс был вынужден

дополнить Конституцию Биллем о правах, то есть принять первые 10 поправок, ратифицированные 15 декабря 1791 г.

Билль о правах:

- провозглашал свободу слова, печати, свободу митингов и демонстраций;

- провозглашал свободу вероисповедания;

- провозглашал право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и документов;

- запрещал необоснованные аресты и обыски, как нарушение этого права, а для производства ареста или обыска необходим был ордер, выдаваемый при наличии достаточных оснований под присягой;

- гарантировал право на суд присяжных в уголовном процессе, запрещая дважды наказывать за одно и то же преступление;

- запрещал налагать чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания;

- запрещал постой солдат в частных домах без согласия владельца;

- устанавливал, что перечисление в конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание других прав народа, не упомянутых в ней;

- сохранял за штатами все указанные в конституции полномочия, которые не отнесены к компетенции Союза.

3. Гражданская война между Севером и Югом и её влияние на конституционное развитие США

К середине XIX в. в результате проводимой США активной экспансионистской политики территория государства увеличилась почти в 9 раз, во-первых, за счет покупок колоний других государств (например, Флориды у Испании, Луизианы у Франции); во-вторых, прямой агрессии и истребления индейцев; в-третьих, захвата мексиканских земель (после американо-мексиканской войны 1846 - 1848 гг. к США отошли Техас, Калифорния, Аризона, Нью-Мексико и др.).

Вся история США первой половины XIX в. представляла собой сплошные, постоянно обостряющиеся непримиримые противоречия между плантационным рабовладельческим Югом, основанном на труде негров-рабов, и промышленно развитым Севером, основанном на вольно наёмном труде. Рабство негров не было уничтожено, что серьёзно тормозило решение проблемы свободно наёмной силы. Все противоречия особенно обострялись при образовании новых штатов. Южные штаты стремились распространить рабовладение на новые территории, а Северные штаты серьёзно этому препятствовали. В начале XIX в. США состояли из 11 рабовладельческих и 11 свободных от рабства штатов. Соответственно в сенате было 22 сенатора от южных штатов и 22 – от северных. Однако в 1818-1820 гг. произошел серьёзный конфликт, который возник в связи со вступлением нового рабовладельческого штата Миссури. Это, безусловно, нарушило равновесие, сложившееся в сенате. Чтобы этого избежать к Союзу присоединился ещё один штат Мен. В историю это событие вошло как Миссурийский компромисс, согласно которому сенат принял резолюцию о запрещении рабства на север от 36’ северной широты, а также в дальнейшем принимать в Союз одновременно по два штата (один рабовладельческий, другой свободный). Борьба, шедшая с переменным успехом, закончилась в 50-е гг. победой рабовладельцев, которая заключалась в следующем:

1) в 1850 г. был издан закон, разрешающий хозяину возвращать беглых рабов с любой территории США;

2) в 1854 г. принят билль «Канзас-Небраска», по которому отменялись ограничения на распространение рабства на новых территориях, что аннулировало Миссурийский компромисс;

3) в 1857 г. Верховный суд США принял решение по делу негра Дреда Скотта, который, переселившись со своим хозяином на Север, требовал своего освобождения. По решению, запрещалось его освобождение от рабства даже в свободном штате, что фактически допустило существование рабства на всей территории США.

Это вызвало недовольство представителей Севера.

В ноябре 1860 г. президентом страны был избран известный аболяционист, кандидат от республиканской партии, Авраам Линкольн, который фактически возглавил борьбу за отмену рабства. Представители рабовладельческих штатов ответили открытым мятежом и объявили о своём выходе из федерации. 20 декабря 1860 г. первым заявил о своём выходе штат Южная Каролина. К нему присоединилось ещё 9 рабовладельческих штатов (Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас). В феврале 1861 г. они создали «Конфедерацию американских штатов», избрали президента, сформировали своё правительство и приняли временную конституцию, которая провозглашала признание и защиту существованию рабства на всей территории конфедеративных штатов. 12 апреля 1861г. они начали гражданскую войну, которая длилась с 1861 по 1865 гг.

1 января 1863 г. была издана Прокламация об освобождении негров-рабов, которые проживали на территории южных штатов, Более того, освобождённые от рабства люди могли быть принятыми на военную службу США.

Основным результатом гражданской войны было осуществление мероприятий, направленных на ликвидацию рабовладельческой системы. С 1865 по 1870 гг. были приняты три поправки к Конституции, которые предусматривали:

- 13-ая - отмену рабства на всей территории США;

- 14-ая - уравнивание негров в гражданских правах с белыми;

- 15-ая – уравнивание негров с белыми в избирательных правах.

В результате гражданской войны произошло, во-первых, укрепление федерации (в конституционном праве США закрепилось положение о том, что штаты не имеют права признавать недействительными федеральные законы и не могут выходить из федерации); во-вторых, усиление президентской власти; в-третьих, рост авторитета Верховного суда США.

Таким образом, существенным результатом гражданской войны стало укрепление центральной власти. К компетенции федерации относились практически все вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: