Факторы успеха создаваемого альянса

В литературе по менеджменту различные авторы акцентируют внимание на раз­личных сторонах организации деятельности МСА, ведущих к их успеху или не­удаче. Рассмотрим некоторые их выводы, которые могут быть использованы при проектировании МСА.

Американский экономист К. Харриган рассматривала влияние партнерской асимметрии (размера компании) на успех совместного предприятия. Результат этого исследования показал, что альянсы между примерно равными друг другу по потенциалу фирмами в большинстве случаев более успешны, нежели альянсы между асимметричными партнерами.43 В то же время применительно к развитым странам Дж. Киллинг сравнивал альянсы, где один из партнеров имел доминирующую роль по отношению к другому, с альянсами, в которых все партнеры имели одинаковое влияние. Он сделал вывод, что альянсы с доминирующим партнером, более удачны, чем альянсы, где влияние партнеров сбалансировано.44 Исследуя совместные предприятия (СП), созданные многонациональными компаниями (МНК), но уже — в развивающихся странах, П. Бимиш обнаружил, что разделе­ние контроля над деятельностью альянса или доминирование со стороны местно­го партнера оказывает благоприятное воздействие на результаты.45 Б. Когут показал, что СП оказываются гораздо менее устойчивы в отраслях промышлен­ности, для которых характерна высокая степень концентрации, а также, если со­зданное предприятие включает в сферу своей деятельности маркетинг и после­продажное обслуживание.46 Дж. Кох и Н. Венкатраман пришли к выводу, что МСА» образованные партнерами, которые функционируют в родственных сферах бизнеса, значительно более успешны, чем совместные рисковые проекты, учреди­тели которых ведут деятельность в несмежных отраслях.47

44 J. Killing. Strategies for Joint Venture Success. —New York: Praeger, 1983.

45 P.Beamish. Multinational Joint Ventures in Developing Countries. — London, New York:

Routledge, 1988.

46 B. Kogut. A study of life cycles of joint ventures// Cooperative Strategies in International Business / Ed. by F. Contractor and P. Lorange. — Lexington, MA: Lexington.Books. P. 169-186.

47 J. Koh,N. Venkatraman. Joint venture formation and stock market reactions// Acade of Management Journal, 1991, V. 34, P. 869-892.

Для успешного функционирования создаваемого стратегического альянса не­обходимо эффективное решение следующих вопросов:

• согласование целей партнеров;

• определение вкладов сторон;

• воздействие степени сложности в постановке задач на организацию МСА;

• внутренние взаимозависимости между стратегией, структурой, системами управления и персоналом в участвующих в МСА компаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: