Страх перед будущим — распространенная подростковая проблема

Успех — это последовательное достижение намеченных серьезных жизненных целей. Нельзя почувствовать себя достигнувшим чего-то, ес­ли ты не пожелал этого достигнуть. Нормально, когда человек мечтает и ставит задачи на будущее, "живет будущим", сколько бы лет ни было человеку и каков бы ни был его образ жизни. Ненормально, когда о будущем думать страшно и не хочется. Четкость и количество мыслей о будущем может служить надежным показателем психологического благополучия подростков. Хорошо известен феномен "страха перед будущим" у небла­гополучных категорий подростков. Мы наблюдали его у 14-17-летних подростков из колонии для несовершеннолетних преступников, у детей из семей алкоголиков, у подростков со "школьным неврозом". Планируя свою жизнь, мы стремимся обеспечить целесообразное, полезное ис­пользование наших духовных сил. Однако неосознанный страх перед по­становкой действительно важных для себя целей закрывает для подрост­ка путь к самореализации, и возникает он далеко не случайно.

Каждый подросток к 13-14 годам начинает задумываться о ценностях своей жизни, построении концепций, разговоры о ценностях — признак возраста. В соответствии со своими ценностями подросток понимает, че­го он хочет достичь и считает, что все это правильно, но... он всячески из­бегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою сегодняшнюю жизнь.

Почему возникает страх перед будущим?

Раз за разом в жизни еще маленького ребенка повторяется одно и то же. Он хочет чего-то по-детски глубоко и страстно и пристает к родите­лям или взрослым ребятам, чтобы они позволили ему сделать это. Когда взрослым надоедают его приставания, они говорят: "Ну на, попробуй" — и оставляют ребенка один на один с непосильной задачей, а иногда спе­циально ставят подножку ("чтобы понял, что ему еще рано и отстал от меня"). Теперь стремление к цели четко ассоциируются у ребенка с разо­чарованием, стыдом и даже болью.

Те же механизмы работают и у взрослых. Когда вы хотите сделать что-то важное, но непривычное для себя, то, в чем еще не очень уверенно се­бя чувствуете, и в этот момент кто-то "из лучших соображений", для вашей же пользы вас "щелкает по носу" (одергивает, делает замечание, по­правляет, указывает на недостатки работы), вы перестаете хотеть в этом участвовать, перестаете вопреки здравому смыслу, собственному благо­получию и предыдущим твердым намерениям. Это может касаться уста­новления отношений со свекровью, обучения иностранному языку или попытки приготовить новое блюдо, — чего угодно, что ново и важно для вас. Этот закон отмораживания мотивации подробно описан в книге "Учитель и проблемы дисциплины" (Кривцова С.,1997), там он помогает понять и исправить неподходящее поведение учеников, которые не хотят учиться.

Именно действием этого закона можно объяснить, почему многие под­ростки находят тысячу способов "спрятать голову под крыло" и не ставят жизненно важных для себя целей. Со стороны у них можно видеть доста­точное количество разнообразных способностей и успешность в дости­жении незначимых для них целей. Но как только цель становится дейст­вительно важной, сам собою включается механизм, программирующий неудачу.

Диагностика проблем построения жизненной перспективы

Есть целый ряд методик, позволяющих эффективно "увидеть" страх пе­ред постановкой жизненно важных целей у подростков. Все они построе­ны по принципу моделирования своей жизни с помощью графического ее изображения.

Гистограмма "Моя жизнь". На индивидуальном бланке изо­бражены две оси: горизонтальная "ВРЕМЯ (годы жизни) " и вер­тикальная "ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЯ" от О ДО 10 баллов. Ось "время" задается самим испытуемым (по годам или подроб­нее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в ви­де столбика важные события своей жизни: прошлой, настоя­щей и будущей, а по вертикальной оси отложить личную значи­мость каждого события (от 0 до 10). Синим цветом обозначают события прошлого, красным — настоящего, зеленым — буду­щего.

Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое коли­чество красного, зеленого и синего цвета на этой гистограмме. Наличие у подростка проблем с будущим — указывает либо полное отсутствие

зеленого, либо присутствие 1-2 столбиков не, привязанных к определен­ным годам жизни — "когда-нибудь умру", "когда-нибудь разбогатею".

Эту методику можно представить по-другому: «Кривая жизни»

Неудачи Возраст Успехи
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Инструкция: Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши крупные успехи и поражения? Как вы представляете будущее? До какого возраста вы хотели бы дожить? Чего хотели бы достичь? Какие удары судьбы ожидаете?

Если необходимо, продлите вниз строки этой таблицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: