Программа построена на тех же четырех принципах, что и другие наши программы. Она:
1. Дает информацию, изменяющую представления и отношение к будущему.
2. Основывается на принятии себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, полностью исключает возможность простраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей).
3. Показывает конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирует проживание этих способов участниками группы психологического тренинга, таким образом, дает каждому участнику увидеть и, возможно, усвоить, превратить в собственный ресурс тип поведения Другого.
4. Дает возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников группы.
Первый этап. "Искусство успевать"
(для учащихся 11-13 лет) Цели этапа:
1. Научить подростков рациональному использованию времени.
2. Научить сопротивляться спешности.
3. Привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми. Вы можете сами подготовить сценарий этого тренингового курса, как это делают школьные психологи-слушатели "Тренинг-Центра" при ЦСПА "ГЕНЕЗИС", которым не всегда дается единственно правильный сценарий работы по проблеме, вместо этого предлагаются опоры в виде психологических идей, из которых могут быть созданы оригинальные собственные сценарии от эти идеи.
|
|
1. Время — величайшая ценность. Отношения со временем должны строиться на "научной основе". Отрывок из "Алисы в стране чудес", набор соответствующих пословиц или разбор случаев из жизни самих подростков — все, что придет на ум, может показать актуальность владения волшебными навыками, позволяющими "подружиться" со временем, сделать так, чтобы Оно "перестало сердится на меня". Даже одиннадцатилетние подростки могут сделать самостоятельные выводы о последствиях неуважительного отношения ко Времени, "разбазаривания" его. К таким последствиям относятся:
Ø разочарование в себе — ничего не успел, хотя старался и устал:
Ø снижение уважения со стороны сверстников: обещал, на меня надеялись, да слово не сдержал, подвел друзей (потому что не рассчитал силы, то есть время);
Ø усталость — следствие стресса и напряжения из-за спешки и др.
Ценность навыков отношений со временем понятна. Остается эти навыки усвоить.
Навык № l. Определение относительной важности дела
В основе любого курса менеджмента для взрослых лежит принцип Парето или "соотношение 80: 20". Этот принцип прекрасно понимают и школьники.
|
|
Если все, что я делаю, рассматривать с точки зрения эффективности этого, то окажется, что 80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают оставшиеся 80% времени.
Главное следствие этого принципа — нужно в первую очередь приступать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив всего 20% времени, можно получить 80%-ное удовлетворение прожитым днем. И, наоборот, прозанимавшись почти весь день неглавным делом, в итоге получишь не более 20% удовлетворения.
Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только научившись отличать дела важные (Б) от очень важных (А) и не очень важных (В). Навык установления приоритетов — это согласование каждого нового дела со своими обязанностями и потребностями.
Список своих обязанностей может составить любой подросток. В нем обычно оказываются обязанность ходить в школу и хорошо учиться, получать дополнительное образование в спортивной или художественной
секции, школе, кружке, помогать родителям по дому (убирать свою комнату, выгуливать собаку, покупать хлеб, выносить мусорное ведро) и т. д. i К потребностям относят прогулки с друзьями, видик, игры, футбол, "гуляние" с предметом любви и пр.
Помогает проделать работу по учету времени хронометраж одного лабораторное самоисследование: "Сколько времени и на что потрачено сегодня? Какое ощущение оставил день? Тяготили ли обязанности? Доставили ли удовольствие развлечения? Что тревожит?".
Выводы о том, что у него есть давно тянущиеся хвосты не сделанных дел, может сделать любой подросток.
Как научиться устанавливать приоритеты? Только через четкое осознание своих ценностей и потребностей.
Помочь подростку разобраться с его потребностями можно по-разному, например, через мыслительный эксперимент «Что было бы, если бы у меня этого не было (семьи, школы, секции, друзей)?» Это может быть темой сочинения или устного обсуждения в парах. Потребность быть членом своей семьи, вносить конструктивный вклад в ее жизнь может решаться через добровольное и четкое выполнение домашних обязанностей, потребность быть полноправным и уважаемым членом школьного коллектива также является одной из ведущих для большинства детей этого возраста (то же относится к членству в спортивной команде или в коллективе художественной школы или др.). Используйте для иллюстрации потребности "быть частью коллектива" трехчастную схему "Структура ученического счастья" из книги Кривцовой С. "Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины" (М., Генезис,1997):
"Базовое чувство принадлежности к школе, чувство "я — ученик этой школы", складывается из удовлетворения трех одинаковых по значимости потребностей:
> чувствовать здесь (в семье, в школе, в секции) свою интеллектуальную состоятельность — получать подтверждения, что у меня получается, что я не дурак, что есть способность;
> чувствовать коммуникативную состоятельность — получать подтверждения, что со мной можно строить нормальные справедливые отношения, что я достоин уважения, что у меня есть достоинство;
Ø потребность вносить свой особый вклад в жизнь этого коллектива, быть нужным, незаменимым".