Программа и содержание курса «Думая о будущем»

Программа построена на тех же четырех принципах, что и другие наши программы. Она:

1. Дает информацию, изменяющую представления и отношение к бу­дущему.

2. Основывается на принятии себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, полностью исключает возможность простраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей).

3. Показывает конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирует проживание этих способов участниками груп­пы психологического тренинга, таким образом, дает каждому участ­нику увидеть и, возможно, усвоить, превратить в собственный ре­сурс тип поведения Другого.

4. Дает возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников группы.

Первый этап. "Искусство успевать"

(для учащихся 11-13 лет) Цели этапа:

1. Научить подростков рациональному использованию времени.

2. Научить сопротивляться спешности.

3. Привить ценность собственной обязательности как критерия на­дежности в отношениях с людьми. Вы можете сами подготовить сценарий этого тренингового курса, как это делают школьные психологи-слушатели "Тренинг-Центра" при ЦСПА "ГЕНЕЗИС", которым не всегда дается единственно правильный сцена­рий работы по проблеме, вместо этого предлагаются опоры в виде пси­хологических идей, из которых могут быть созданы оригинальные собственные сценарии от эти идеи.

1. Время — величайшая ценность. Отношения со временем должны строиться на "научной основе". Отрывок из "Алисы в стране чудес", набор соответствующих пословиц или разбор случаев из жизни самих подростков — все, что придет на ум, может показать актуальность владения вол­шебными навыками, позволяющими "подружиться" со временем, сде­лать так, чтобы Оно "перестало сердится на меня". Даже одиннадцати­летние подростки могут сделать самостоятельные выводы о последстви­ях неуважительного отношения ко Времени, "разбазаривания" его. К таким последствиям относятся:

Ø разочарование в себе — ничего не успел, хотя старался и устал:

Ø снижение уважения со стороны сверстников: обещал, на меня надеялись, да слово не сдержал, подвел друзей (потому что не рас­считал силы, то есть время);

Ø усталость — следствие стресса и напряжения из-за спешки и др.

Ценность навыков отношений со временем понятна. Остается эти на­выки усвоить.

Навык № l. Определение относительной важности дела

В основе любого курса менеджмента для взрослых лежит принцип Парето или "соотношение 80: 20". Этот принцип прекрасно понимают и школьники.

Если все, что я делаю, рассматривать с точки зрения эффективности этого, то окажется, что 80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают оставши­еся 80% времени.

Главное следствие этого принципа — нужно в первую очередь присту­пать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив всего 20% времени, можно получить 80%-ное удовлетворение прожитым днем. И, наоборот, прозанимавшись почти весь день неглавным делом, в итоге по­лучишь не более 20% удовлетворения.

Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только на­учившись отличать дела важные (Б) от очень важных (А) и не очень важных (В). Навык установления приоритетов — это согласование каждого ново­го дела со своими обязанностями и потребностями.

Список своих обязанностей может составить любой подросток. В нем обычно оказываются обязанность ходить в школу и хорошо учиться, полу­чать дополнительное образование в спортивной или художественной

секции, школе, кружке, помогать родителям по дому (убирать свою ком­нату, выгуливать собаку, покупать хлеб, выносить мусорное ведро) и т. д. i К потребностям относят прогулки с друзьями, видик, игры, футбол, "гуляние" с предметом любви и пр.

Помогает проделать работу по учету времени хронометраж одного лабораторное самоисследование: "Сколько времени и на что потрачено сегодня? Какое ощущение оставил день? Тяготили ли обязанности? Доставили ли удовольствие развлечения? Что тревожит?".

Выводы о том, что у него есть давно тянущиеся хвосты не сделанных дел, может сделать любой подросток.

Как научиться устанавливать приоритеты? Только через четкое осозна­ние своих ценностей и потребностей.

Помочь подростку разобраться с его потребностями можно по-разно­му, например, через мыслительный эксперимент «Что было бы, если бы у меня этого не было (семьи, школы, секции, друзей)?» Это может быть те­мой сочинения или устного обсуждения в парах. Потребность быть членом своей семьи, вносить конструктивный вклад в ее жизнь может решаться через добровольное и четкое выполнение домашних обязаннос­тей, потребность быть полноправным и уважаемым членом школьного коллектива также является одной из ведущих для большинства детей этого возраста (то же относится к членству в спортивной команде или в кол­лективе художественной школы или др.). Используйте для иллюстрации потребности "быть частью коллектива" трехчастную схему "Структура ученического счастья" из книги Кривцовой С. "Тренинг "Учитель и про­блемы дисциплины" (М., Генезис,1997):

"Базовое чувство принадлежности к школе, чувство "я — ученик этой школы", складывается из удовлетворения трех одинаковых по значимос­ти потребностей:

> чувствовать здесь (в семье, в школе, в секции) свою интеллекту­альную состоятельность — получать подтверждения, что у меня получается, что я не дурак, что есть способность;

> чувствовать коммуникативную состоятельность — получать под­тверждения, что со мной можно строить нормальные справедли­вые отношения, что я достоин уважения, что у меня есть достоин­ство;

Ø потребность вносить свой особый вклад в жизнь этого коллекти­ва, быть нужным, незаменимым".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: