Следующий навык, которым не владеют ни подростки, ни их учителя — умение трезво (реалистически) рассчитывать силы и время, необходимые для выполнения конкретного дела. Подавляющее большинство людей склонны переоценивать свои силы и недооценивать время, необходимое для выполнения задачи. Шуточный закон Паркинсона достаточно точно определяет величину заблуждения относительно трудности задачи: "Если вам кажется, что для выполнения новой задачи А нужно Х единиц времени, умножьте Х на 3, поставьте единицу измерения на порядок| выше, и это будет величина реальных затраты времени на данную зада-1 чу". Например, если вам кажется, что так, как Сашка, кататься на роликовых коньках вы сможете научиться за 3 дня; скорее всего, это произойдет за 9 недель.
Навык № 4. Умение давать обещания
Научите подростков анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться сделать что-то, пусть они в ответ на просьбу о помощи научатся отвечать: "Погоди, я подумаю, смогу ли помочь тебе", затем подросток должен проделать уже известную процедуру определения приоритета* дела и расчета необходимого времени и сил. Это проверенный способ"? приобретения авторитета и заслуженной славы надежного человека или 1 настоящего лидера-организатора группы.
В этом же цикле полезно дать представления о сопротивлении давлению группы (см. программу "Как сказать нет и не потерять друзей" разд. 2, гл.7), сделав акцент на сопротивление манипулированию с помощью цейтнота. Когда тебе говорят: "Давай быстрей думай, у нас нет времени", или вообще не дают ^ответить, приняв молчание за согласие, ты- имеешь право не принимать на себя ответственность за обещание, которое ты не давал, даже если твой приятель подумал, что ты согласился. Это его проблемы, а не твои. На осознание своих прав как личности может быть направлено отдельное занятие курса "Искусство все успевать". В ходе этого занятия вы можете научить подростков, своих учеников:
1. Не торопиться соглашаться в ситуации психологического давления (классификацию или просто список видов такого давления легко можно составить вместе с участниками группы).
2. Принимать решение только после рассуждений о приоритете и затратах.
3. Честно говорить "нет", если не сможешь сдержать слово.
4. Предлагать компромиссы, то есть брать на себя посильную часть проблемы.
5. При оценке ориентироваться не на заблуждения товарищей ("Мы же договорились"), а на собственное решение, даже если ты не успел его высказать.
6. Не забывать самому себе говорить "молодец", когда сдержал слово.
Методическим средством для работы по планированию времени может ыть составление подростками специального дневника целей.
Навык №5. Делегирование полномочий.
Успех подростка в роли организатора (формального или неформального лидера) также определяется способностью делегировать менее важные задачи помощникам, другим ребятам. Этот навык состоит из оценки качеств другого:
Ø умения просить, не задевая достоинства другого,
Ø желания делегировать, которое базируется на авансе доверия к
другому (вместо "чем просить да поверять, лучше сделать самому"),
Ø умении искренне похвалить или уверенно, но справедливо спросить с другого.
Последний навык весьма актуален для педагогов, школьных психологов и автора этого текста (будем надеяться, что обучая ему учеников, он и сам научится им пользоваться в профессиональной жизни). | Параллельный курс для родителей тинэйджеров содержит обучение; этим же навыкам и помощь в контроле за их овладением, а также поддержке любых достижений. Он будет приведен в специальном издании | для педагогов, воспитателей и школьных психологов, в котором приводятся сценарии по целеполаганию и работе с будущим для подростков.
Второй этап "Мечтайте правильно" (для учащихся 13-16 лет)
Второй этап может быть назван продвинутым и следовать за первым: но в виде скорой помощи он также может проводиться для старшеклассников, не работавших ранее по программе первого этапа.
Цели этапа
1. установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни).
2. преодоление страха перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу "не очень-то и хотелось"