Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими

Психоактивными веществами среди подростков и молодежи

(По Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.»Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000)

Введение

Цели программы:

1 Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилак­тике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

2. Разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупот­ребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди под­ростков,

3 Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.

4 Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупот­ребления психоактивными веществами из числа врачей, психологов, учи­телей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подрост­ков и их родителей.

5 Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и во­лонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупот­ребления психоактивными веществами в регионе,

Задачи программы:

1 Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стра­тегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотребле­нию наркотическими и другими психоактивными веществами.

2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотиче­скими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления нарко­тиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоле­ния.

4 Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способст­вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективно­го поведения-

• Я-концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

• собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку;

• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критиче­ской самооценки и позитивного отношения к возможностям своего раз­вития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

• формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и раз­решать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспектив­ные цели и достигать их,

• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировав собственное состояние;

• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, по­нимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуа­ций, выражения чувств, принятия решений);

. • формирования умения принимать и оказывать психологическую и соци­альную поддержку окружающим.

Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего кздоровью и препят­ствующего злоупотреблению психоактивными веществами:

• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

• навыков восприятия, использования и оказания психологической и со­циальной поддержки;

• навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про­странства;

• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

• навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;

• навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веще­ствам способы получения радости и удовольствия;

• навыков бесконфликтного и эффективного общения.

Структура программы:

Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Программа состоит из четырех разделов:

1 Информационный раздел;

2 Когнитивное развитие;

3 Развитие личностных ресурсов;

4 Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.

В процессе проведения программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями.

Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профи­лактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учи­телей и группа лидеров-родителей. Эти группы в дальнейшем проходят спе­циальную подготовку.

Первым этапом развития программы является работа с лидерами- учите­лями школ, призванных в дальнейшем активно сотрудничать и содейство­вать в проведении программы.

Предусматривается также проведение «круглых столов» для админист­рации региона и комиссий по делам несовершеннолетних..

Этапы работы:

Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы.

/ -этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (15 часовой цикл занятий).

// этап - работа со школьниками - подростками (долгосрочная про­грамма в течение года,36 часовой цикд,2 раза в неделю).

/// этап - работа с родителями в течение года (15 часовой цикл заня­тий 1-2 раза в месяц).

В начале и в конце программы предусматривается проведение межве­домственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов работы.

Методы работы:

1 Групповая работа;

2 Тренинг поведения;

3 Когнитивная модификация и терапия;

4 Личностный тренинг;

5 Дискуссии;

6 Мозговые штурмы;

7. Беседы;

8 Лекции;

9 Ролевые игры;

10 Психогимнастика;

11 Психодрамма;

12 Элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

13 Круглые столы;

14 Совещания.

I? Супервизия.

16 Проведение методических занятий с супервизорами.

Предполагаемые результаты:

1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других пси­хоактивных веществ среди подростков.

2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

4. Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы

5 Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами;

Критерии эффективности:

Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и други­ми психоактивными веществами:

• усиление личностных ресурсов,препятствующих развитию самораз­рушающих форм поведения;

• наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, реше­ния жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственно­сти за собственное поведение, эффективного общения;

• развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избега­ния ситуаций, связанных с риском наркотизации.

До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям.

Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: