Психоактивными веществами среди подростков и молодежи
(По Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.»Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000)
Введение
Цели программы:
1 Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи.
2. Разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков,
3 Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
4 Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.
5 Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе,
Задачи программы:
1 Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
4 Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения-
• Я-концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
• собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
• умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
• осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
• формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
• формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их,
• формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
• формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировав собственное состояние;
• формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
. • формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего кздоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
• навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
• навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
• навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
• навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
• навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
• навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;
• навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия;
• навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Структура программы:
Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Программа состоит из четырех разделов:
1 Информационный раздел;
2 Когнитивное развитие;
3 Развитие личностных ресурсов;
4 Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.
В процессе проведения программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями.
Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей и группа лидеров-родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку.
Первым этапом развития программы является работа с лидерами- учителями школ, призванных в дальнейшем активно сотрудничать и содействовать в проведении программы.
Предусматривается также проведение «круглых столов» для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних..
Этапы работы:
Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы.
/ -этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (15 часовой цикл занятий).
// этап - работа со школьниками - подростками (долгосрочная программа в течение года,36 часовой цикд,2 раза в неделю).
/// этап - работа с родителями в течение года (15 часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц).
В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов работы.
Методы работы:
1 Групповая работа;
2 Тренинг поведения;
3 Когнитивная модификация и терапия;
4 Личностный тренинг;
5 Дискуссии;
6 Мозговые штурмы;
7. Беседы;
8 Лекции;
9 Ролевые игры;
10 Психогимнастика;
11 Психодрамма;
12 Элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
13 Круглые столы;
14 Совещания.
I? Супервизия.
16 Проведение методических занятий с супервизорами.
Предполагаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.
2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
4. Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы
5 Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
Критерии эффективности:
Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами:
• усиление личностных ресурсов,препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
• наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
• развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям.
Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы.