Воздействие на основе модели компетенции может охватывать все шесть элементов, определяющих эту модель.
Воздействие может быть, во-первых, направлено на уменьшение патологии или проблемного поведения. В принципе, здесь подходят все действия, дающие эффект вплоть до лекарств. Воздействие должно быть направлено на конкретные изменения поведения.
Стрессовые ситуации также могут быть объектом воздействия. Предложением конкретной (материальной) помощи могут быть смягчены последствия стрессовых ситуаций. Другие меры могут быть направлены на обучение навыкам, с помощью которых легче будет обходиться со стрессовыми ситуациями и последствиями.
Воздействие может быть также направлено на исполнение обязанностей развития. В виду того, что эти обязанности обычно описаны на глобальном уровне, необходимо при принятии мер различать более детализированные обязанности. Если видно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить, или обязанности в силу специфических обстоятельств являются непосильными, меры будет направлены на облегчение обязанностей. Некомпетентность может быть также следствием уклонения от каких-либо обязанностей. В таком случае воздействие направлено на новое ознакомление с обязанностями.
|
|
Воздействие может быть также направлено на усиление защитных факторов и увеличение гибкости. Защитные факторы можно усилить, обучая навыкам, с помощью которых можно получить доступ к защитным факторам и возможность их оптимально использовать. Защитные факторы можно также создавать, к примеру, стимулируя ребенка, подростка, родителей вступать в общественные организации, клуб. Усилить гибкость можно, отмечая свойства, которые указывают на гибкость. Социальный работник может, называя «сильные стороны» и положительно оценивая то. как человек эти свойства использует, усилить имеющуюся гибкость. Следующим шагом будет предложение применения отмеченных "сильных сторон" в других проблематичных ситуациях.
И наконец, воздействие может быть направлено наобучение новым навыкам. Для этого могут использоваться разные приемы:
1) Обратная связь
Педагог-наставник устанавливает обратную связь, объясняя в разговоре с подростком его поведение. Положительная реакция на адекватное поведение укрепляет такое поведение. Например, подросток хорошо справляется с заданием: покупкой билета на электричку. После того как он получил билет и сдачу, педагог-наставник показывает ему большой палец и говорит: "Молодец!"
Обратная связь на неадекватное поведение ослабляет поведение, на которое направлена эта связь.
|
|
2) Инструкции
Давая инструкцию, педагог-наставник учит подростка, как должно выполняться задание. Он объясняет ему последовательность применения навыка и ситуацию, в которой этот навык должен применяться. Например, Марсель забывает назвать себя, когда звонит по телефону. Педагог объясняет Марселю, что после того как на другом конце провода скажут "Алло" и назовут свое имя, он должен сказать "С вами говорит Марсель (Вермелен)", а затем объяснить цель своего звонка. На вопрос подростка "А зачем?" педагог отвечает: "Чтобы человек знал, с кем он разговаривает".
3) Показ педагог-наставник учит подростка навыку, демонстрируя перед ним этот навык. Например, он показывает, как надо звонить по телефону и затем, закончив разговор, называет последовательно все действия, которые входят в это умение (т.е. как он это делал).
4) Упражнения
Педагог только тогда может узнать, понял ли подросток, что от него ожидается, если последнему удастся продемонстрировать этот навык в действии (показав, как что-либо делается, педагог просит подростка проделать то же самое). Упражняться в овладении навыком можно в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутствии педагога). Обратную связь, инструкцию, показ, упражнение мы воспринимаем как кумулятивные приемы при обучении подростков определенным навыкам. При даче инструкций необходимо, чтобы была обратная связь между наставником и подростком, при упражнениях в навыках наставник должен дать инструкцию, продемонстрировать навык, дать возможность подростку упражняться и установить обратную связь, реагируя на то, как подросток применяет навык. Иногда установление обратной связи или инструкция являются переходом к упражнению, например, когда после обратной связи или инструкции оказывается, что подросток еще не понял, что он должен делать
1.5. В заключение: некоторые преимущества употребления модели компетенции
Применение модели компетенции в работе с детьми. подростками и семьями имеет ряд преимуществ Первое преимущество заключается в том. что введение подхода. ориентированного на компетенцию и рост. чрезвычайно повышает мотивацию Это особенно заметно, когда подчеркивается, что человек имеет дело с довольно новыми обязанностями и когда развитие представляется в виде пути, на котором он сталкивается не только с обязанностями, но и с новыми возможностями. Второе преимущество касается упора на гибкость, на защитные факторы и обязанности развития, на основе чего педагог-наставник ведет поиски и направляем внимание на положительные силы, имеющиеся в самом человеке и в его окружении. В рамках программ помощи детям и подросткам мы часто прибегаем к empowerment'y. С помощью empowerment'a увеличивается уверенность подростка в себе и вера его в собственные возможности. При оказании помощи вы подключаетесь к положительным сторонам (силам) детей и подростков. Педагог-наставник переносит на подопечного уверенность в том, что тот сам в состоянии положительно влиять на свою жизнь. Этому помогают три фразы:
• «Я знаю, что ты это можешь»;
• «У тебя есть свои достоинства»;
• «У тебя хорошие идеи».
Опыт показывает, что педагоги-наставники, часто употребляющие эти выражения (и их вариации), имеют больше шансов на успех.
Третье преимущество заключается в том, что понятие "обязанности развития" способствует расширению оказания помощи. Программы оказания помощи, внимание которых направлено на различные аспекты. такие как здоровье, работа, деньги, социальные контакты, жилищные условия и члены семьи, как оказывается, дают лучшие результаты.
Приложение № 5