Терапевтическое воздействие на основе модели компетенции

Воздействие на основе модели компетенции может охватывать все шесть элементов, определяющих эту модель.

Воздействие может быть, во-первых, направлено на уменьшение патологии или проблемного поведения. В принципе, здесь подходят все действия, дающие эффект вплоть до лекарств. Воздействие должно быть направлено на конкретные изменения поведения.

Стрессовые ситуации также могут быть объектом воздействия. Пред­ложением конкретной (материальной) помощи могут быть смягчены последствия стрессовых ситуаций. Другие меры могут быть направлены на обучение навыкам, с помощью которых легче будет обходиться со стрес­совыми ситуациями и последствиями.

Воздействие может быть также направлено на исполнение обязан­ностей развития. В виду того, что эти обязанности обычно описаны на глобальном уровне, необходимо при принятии мер различать более детализированные обязанности. Если видно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить, или обязанности в силу специфических обстоятельств являются непосильными, меры будет направлены на облегчение обязанностей. Некомпетентность может быть также следствием уклонения от каких-либо обязанностей. В таком случае воздействие направлено на новое ознакомление с обязанностями.

Воздействие может быть также направлено на усиление защитных факторов и увеличение гибкости. Защитные факторы можно усилить, обу­чая навыкам, с помощью которых можно получить доступ к защитным факторам и возможность их оптимально использовать. Защитные факторы можно также создавать, к примеру, стимулируя ребенка, подростка, ро­дителей вступать в общественные организации, клуб. Усилить гибкость можно, отмечая свойства, которые указывают на гибкость. Социальный работник может, называя «сильные стороны» и положительно оценивая то. как человек эти свойства использует, усилить имеющуюся гибкость. Следующим шагом будет предложение применения отмеченных "сильных сторон" в других проблематичных ситуациях.

И наконец, воздействие может быть направлено наобучение новым навыкам. Для этого могут использоваться разные приемы:

1) Обратная связь

Педагог-наставник устанавливает обратную связь, объясняя в разговоре с подростком его поведение. Положительная реакция на адекватное поведение укрепляет такое поведение. Например, подросток хорошо справляется с заданием: покупкой билета на электричку. После того как он получил билет и сдачу, педагог-наставник показывает ему большой палец и говорит: "Молодец!"

Обратная связь на неадекватное поведение ослабляет поведение, на которое направлена эта связь.

2) Инструкции

Давая инструкцию, педагог-наставник учит подростка, как должно выполняться задание. Он объясняет ему последовательность применения навыка и ситуацию, в которой этот навык должен применяться. Например, Марсель забывает назвать себя, когда звонит по телефону. Педагог объясняет Марселю, что после того как на другом конце провода скажут "Алло" и назовут свое имя, он должен сказать "С вами говорит Марсель (Вермелен)", а затем объяснить цель своего звонка. На вопрос подростка "А зачем?" педагог отвечает: "Чтобы человек знал, с кем он разговаривает".

3) Показ педагог-наставник учит подростка навыку, демонстрируя пе­ред ним этот навык. Например, он показывает, как надо звонить по те­лефону и затем, закончив разговор, называет последовательно все дейс­твия, которые входят в это умение (т.е. как он это делал).

4) Упражнения

 
 

Педагог только тогда может узнать, понял ли подросток, что от него ожидается, если последнему удастся продемонстрировать этот навык в действии (показав, как что-либо делается, педагог просит подростка проделать то же самое). Упражняться в овладении навыком можно в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутствии педагога). Обратную связь, инструкцию, показ, упражнение мы воспринимаем как кумуля­тивные приемы при обучении подростков определенным навыкам. При даче инструкций необходимо, чтобы была обратная связь между наставником и подростком, при упражнениях в навыках наставник должен дать инструкцию, продемонстрировать навык, дать возможность подрос­тку упражняться и установить обратную связь, реагируя на то, как подрос­ток применяет навык. Иногда установление обратной связи или инструк­ция являются переходом к упражнению, например, когда после обратной связи или инструкции оказывается, что подросток еще не понял, что он должен делать

1.5. В заключение: некоторые преимущества употребления модели компетенции

Применение модели компетенции в работе с детьми. подростками и семьями имеет ряд преимуществ Первое преимущество заключается в том. что введение подхода. ориентированного на компетенцию и рост. чрезвычайно повышает мотивацию Это особенно заметно, когда подчеркивается, что человек имеет дело с довольно новыми обязанностями и когда развитие представляется в виде пути, на котором он сталкивается не только с обязанностями, но и с новыми возможностями. Второе преимущество касается упора на гибкость, на защитные факторы и обязанности развития, на основе чего педагог-наставник ведет поиски и направляем внимание на положительные силы, имеющиеся в самом человеке и в его окружении. В рамках программ помощи детям и подросткам мы часто прибегаем к empowerment'y. С помощью empowerment'a увеличивается уверенность подростка в себе и вера его в собственные возможности. При оказании помощи вы подключаетесь к положительным сторонам (силам) детей и подростков. Педагог-наставник переносит на подопечного уверенность в том, что тот сам в состоянии положительно влиять на свою жизнь. Этому помогают три фразы:

• «Я знаю, что ты это можешь»;

• «У тебя есть свои достоинства»;

• «У тебя хорошие идеи».

Опыт показывает, что педагоги-наставники, часто употребляющие эти выражения (и их вариации), имеют больше шансов на успех.

Третье преимущество заключается в том, что понятие "обязанности развития" способствует расширению оказания помощи. Программы оказания помощи, внимание которых направлено на различные аспекты. такие как здоровье, работа, деньги, социальные контакты, жилищные условия и члены семьи, как оказывается, дают лучшие результаты.

Приложение № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: