Требования к ведущим группы

Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме употребле­ния ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Емунадо очень ясно понимать что:

• зависимость от психоактивного вещества - это комплексное хрониче­ское заболевание имеющее определенный генез, симптоматику и разви­тие, это болезнь имеющая биологические, психологические, социаль­ные и духовные корни, что это семейное заболевание.

• подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности и они имеют право быть не такими как взрослые.

• существуетгруппа риска по развитию химической зависимости сре­ди подростков.

• экономическая, политическая, социальная и психологическая обста­новка в стране является фактором способствующим обострению про­блемы химической зависимости среди детей и подростков.

2 Ведущий должен иметь свою собственную определенную позицию по от­ношению к употреблению химических веществ. Подростки, как никто дру­гой, остро чувствуют ложь и замешательство ведущих. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают химические вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По опыту составителей данного пособия в 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные на­питки, употребляет ли наркотики, и если да, то зачем

3 Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здо­ровья. Ему самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и ре­шения своих личных проблем - одним словом уметь и иметь все то, чтомыхотим от детей, с которыми работаем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить пси­хологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по про­грамме

4 Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками, которые скорее можно назвать талантами. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют сле­дующие важные способности ведущего

• Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка)

• Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку

• Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невер­бальным компонентом общения

• Помнить и уважать себя в подростковом возрасте

• Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности

• Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько и уж никак не меньше двух. Такая форма работы как малые группы предполагает не больше 9-10 участников Соответственно, если в учебной группе на тренинге 30 человек, то ведущих должно быть не меньше трех, С другой стороны, это значительно облегчает работу ведущих и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих тренинга и, что очень важно, предлагает подросткам для на­блюдения здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми (тут, конечно, желательно, чтобы эти отношения действительно были здоровыми).

Основные принципы и задачи работы

Четкая формулировка и понимание задач, стоящихперед исполнителем любой деятельности, вне всяких сомнений делает работу более организованной, четкой и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным понимание ведущими цели своей работы. Тогда будет понятнее, какой должна быть такая работа. Итак, какова же цель профилактической работы? По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникно­вения явления. Цель профилактики употребления психоактивных веществ -отказ детей и подростков от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания. Могут ли какие- либо мероприятия привести к намечен­ной цели? Можем ли мы гарантировать, что проведение определенных меро­приятий приведет к тому, что дети не станут употреблять вещества никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности пред­положить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным По­этому для того, чтобы работа стала более продуктивной нам представляется целесообразным формулировка более конкретных задач. Таких задач, про ко­торые можно сказать - да, мы это сделали или наоборот.

Какие -задачи стоят перед действенной профилактической работой а школах и других учебных заведениях?

• дать детям объективную информацию о действии химических ве­ществ на организм.

• сориентировать детей на их способность сделатьсвой собственный

выбор. Они должны чувствовать, что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют.

• дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни. Эти задачи единственно реальные для практикующего специалиста. По­становка более глобальных целей и задач может привести к кризису как работы, так и личности ведущего.

Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент

Специфический - знание о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, о механизмах развития заболевания зависи­мости во всех аспектах, принятие концепции болезни и понимание послед­ствий, к которым приводит химическая зависимость

Цель научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, возможно, и с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.

Неспецифический_- знание о себе, понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель формирование развитой концепции самосознания у подростка

1 Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности способствующих развитию зависимости от употреб­ления химических веществ, создание благоприятного доверительного клима­та в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами от­ветственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овла­дение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: