Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме употребления ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Емунадо очень ясно понимать что:
• зависимость от психоактивного вещества - это комплексное хроническое заболевание имеющее определенный генез, симптоматику и развитие, это болезнь имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни, что это семейное заболевание.
• подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности и они имеют право быть не такими как взрослые.
• существуетгруппа риска по развитию химической зависимости среди подростков.
• экономическая, политическая, социальная и психологическая обстановка в стране является фактором способствующим обострению проблемы химической зависимости среди детей и подростков.
2 Ведущий должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению химических веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство ведущих. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают химические вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По опыту составителей данного пособия в 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, употребляет ли наркотики, и если да, то зачем
3 Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья. Ему самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем - одним словом уметь и иметь все то, чтомыхотим от детей, с которыми работаем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по программе
4 Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками, которые скорее можно назвать талантами. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего
• Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка)
• Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку
• Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения
• Помнить и уважать себя в подростковом возрасте
• Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности
• Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько и уж никак не меньше двух. Такая форма работы как малые группы предполагает не больше 9-10 участников Соответственно, если в учебной группе на тренинге 30 человек, то ведущих должно быть не меньше трех, С другой стороны, это значительно облегчает работу ведущих и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих тренинга и, что очень важно, предлагает подросткам для наблюдения здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми (тут, конечно, желательно, чтобы эти отношения действительно были здоровыми).
Основные принципы и задачи работы
Четкая формулировка и понимание задач, стоящихперед исполнителем любой деятельности, вне всяких сомнений делает работу более организованной, четкой и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным понимание ведущими цели своей работы. Тогда будет понятнее, какой должна быть такая работа. Итак, какова же цель профилактической работы? По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель профилактики употребления психоактивных веществ -отказ детей и подростков от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания. Могут ли какие- либо мероприятия привести к намеченной цели? Можем ли мы гарантировать, что проведение определенных мероприятий приведет к тому, что дети не станут употреблять вещества никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным Поэтому для того, чтобы работа стала более продуктивной нам представляется целесообразным формулировка более конкретных задач. Таких задач, про которые можно сказать - да, мы это сделали или наоборот.
Какие -задачи стоят перед действенной профилактической работой а школах и других учебных заведениях?
• дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм.
• сориентировать детей на их способность сделатьсвой собственный
выбор. Они должны чувствовать, что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют.
• дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни. Эти задачи единственно реальные для практикующего специалиста. Постановка более глобальных целей и задач может привести к кризису как работы, так и личности ведущего.
Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента.
1. Образовательный компонент
Специфический - знание о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, о механизмах развития заболевания зависимости во всех аспектах, принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость
Цель научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, возможно, и с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.
Неспецифический_- знание о себе, понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель формирование развитой концепции самосознания у подростка
1 Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.
Цель: Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.