Ниже речь пойдет о значении для оказания социальной помощи детям, подросткам и родителям модели, представленной выше. Мы будем говорить, как о сборе и анализе информации, так и о терапевтическом воздействии с помощью модели компетенции.
1.4.1. Диагностика на базе модели компетенции
Под диагностикой мы понимаем постановку и проверку диагноза. Диагноз - это предположение, касающееся проблемы подростка и семьи, сделанное на основе бесед, наблюдений; специализированного исследования и другой информации (досье и т.п.). На основе диагноза устанавливается наиболее подходящая форма помощи, согласованная с потребностью в этом подростка и семьи Диагностика на базе модели компетенции означает, что сбор и анализ информации и постановка целей сосредоточены на шести элементах, определяющих модель компетенции. Фактически, ситуацию ребенка, подростка или родителя (в зависимости от обязанностей) можно представить в следующем виде:
Компетенция Проблемы
Навыки слишком трудные обязанности
|
|
Защитные факторы стрессовые ситуации:
(социальная поддержка):
Гибкость: патология:
Анализ патологии/проблемного поведения
Для данного анализа существуют разные возможности. Можно руководствоваться инструкциями, по диагностике и перечнем жалоб. Иногда имеются материалы досье и/или спрашивают подростка о характере,
серьезности и частоте жалоб: о его проблемах, о времени, когда начались проблемы. Важно получить представление о факторах окружения, игравших роль в выработке нежелательного/неадекватного или не одобряемого поведения и уклонении от желательного/адекватного поведения
Анализ стрессовых ситуаций
При анализе стрессовых ситуаций важно различать ситуации - которые являются стрессовым «объективно», и ситуации, которые воспринимаются субъективно как стрессовые, так как они приводят к сильным переживаниям и оставляют довольно значительные последствия на организм и психику человека.
Анализ обязанностей и навыков Вопросы; возникающие при анализе обязанностей и навыков; следующие:
а) берег ли человек на себя обязанности, характерные для данного возрастного периода его жизни; в котором он находится''
б) не являются ли обязанности для него слишком тяжелыми?
в) обладает ли этот человек достаточными навыками для исполнения обязанностей?
Опыт показывает, что с помощью беседы, достаточно структурированной и дополненной наблюдениями, можно обычно хорошо понять, в чем проблема ребенка. Наряду с этим существуют различные вспомогательные методики, применение которых даст почву для выстраивания ситуаций и проблем ребенка. Анализ обязанностей и навыков можно дополнить следующим образом:
|
|
• проанализировать, какие факторы окружения определяют уклонения от выполнения предъявленных к ребенку требований и определенных обязанностей или наоборот облегчают их исполнение;
• при анализе навыков, которые использует человек выполняя требования по отношению к определенным обязанностям, выяснить, насколько можно было бы данными навыками пользоваться для исполнения других обязанностей. В таком случае эти навыки можно было бы назвать «сильной стороной» человека. Перечисление сильных сторон значительно повышает мотивацию.
Aнализ гибкости и защитных факторов
Анализ вышеописанного часто дает достаточно много материала касающегося защитных факторов. И все же получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах не просто. Причиной этому бывает также и то, что человек; обращающийся за помощью, часто думает в других категориях. ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает. чувствует, но он не может верализировать причины всего происходящего с ним. Оказывается, что он иногда даже толком не знает, имеет ли определенное свойство какого-нибудь человека или инстанции защитное действие. Люди. на которых он, по его мнению, всегда может положиться, являются на самом деле "контактами риска", а работа, которую он описывает как отупляющую, как оказывается при ближайшем рассмотрении. очень способствует стабильности.
И наконец, в анализ компетенции можно включить и перспективу жизненного пути. Генограммы, линии жизни, на которых отмечены важнейшие до сегодняшнего дня события жизни, могут также использоваться как вспомогательные средства. Часто при ознакомлении с жизненным путем (возможно и с антиципацией будущего) узнается не только информация об обязанностях и навыках; но и факты; которые могуг пролить свет на стрессовые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию.
Когда модель компетенции применяют по отношению к семье как кцелому, то нужно определить компетенцию каждого члена семьи, выясненную на основе разных анализов, описанных выше. После определения компетенции каждого члена семьи в отдельности должны быть установлены связи. Некомпетентность родителей может привести к утяжелению обязанностей детей и возникновению стрессовых ситуаций. Патология у ребенка может быть стрессовой ситуацией для родителей, а гибкость родителей может действовать как защитный фактор для детей.
Анализ компетенции
Анализ компетенции - оченьважное вспомогательное средство при оказании помощи детям, подросткам и родителям. Он даст возможность использования их сильных сторон. Ниже приводится последовательность проведения анализа. Для удобства мы будем говорить о подростке.
1) Опрашивайте подростка (и информантов из его окружения) в период приема и сбора информации по разным аспектам (школа, спорт, свободное время, семья) постоянно, что он хорошо умеет делать, в чем он силен, чем он может гордиться.
2) Наблюдайте подростка по возможности большем количестве разных ситуаций, чтобы получить представление о его навыках: какие факторы окружения играют роль при выработке нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного поведения.
3) Сделайте
• в первую очередь для себя - анализ компетенции:
• разделите лист бумаги по вертикали на две части;
• в левой части запишите как можно больше сильных сторон подростка (навыки гибкость, социальная поддержка, возможности ее оказания и т.д.);
• в правой части запиши проблемы, с которыми приходится подростку иметь дело (слишком тяжелые обязанности, патология, стрессоры).
|
|
4) Сосредоточьте анализ компетенции на одной или нескольких обязанностях, где проявляются проблемы или над которыми надо работать (цель тренинга/помощи) Используйте при этом следующие вопросы:
• С какими подобязанностями сталкивается подросток в данный момент?
• Какие под обязанности добавляются к ним в возможной новой жилищной / рабочей ситуации.'
• Какие навыки проявил подросток по отношению к этим подобязанностям? Какие у него сильные стороны?
• Какие навыки по отношению к этим подобязанностям подросток еще не проявил.
• Какие могут быть из этого выведены рекомендации к действиям? Какие уже существующие навыки, а также гибкость и/или социальная поддержка могут быть при этом использованы.
Проводя более детальный анализ отношений между обязанностями и навыками на уровне специфических обязанностей, постоянно используйте обзор сильных сторон подростка (см. пункт 3). Сильные стороны подростка по отношению к одним обязанностям могут использоваться при разрешении проблем, связанных с другими обязанностями.
Этот анализ компетенции может быть дополнен вопросами, касающимися патологии, гибкости, стрессоров и защитных факторов:
• С какой патологией и/или стрессорами сталкивается подросток сейчас?
• Какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные обязанности?
• Есть ли факторы, помогающие справляться со всем этим? Какие?'
• Какие защитные факторы можно активизировать? Гибкость? Для каких обязанностей это существенно?