Издержки упущенных возможностей

Еще одна мысль, люди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую пользу, то есть пользу, которую они будут иметь за вычетом всех затрат (потерь), связанных с этими действиями. Так поступает инженер и художник, политик и мать-одиночка, то есть все. На первый взгляд такое утверждение кажется неправомерным обобщением. Так и хочется возразить: «Некоторые люди считают каждую копейку, оценивая каждый свой выбор в деньгах, другие не ищут выгоды ни в чем». Экономисты и не утверждают, что люди все переводят в деньги, что они все эгоисты с ограниченным кругозором.

Оценка выгод и затрат происходит всегда, важно однако то, как люди сами понимают свои интересы. Если человек испытывает искреннее удовольствие, помогая другим или разводя цветы на крохотном балкончике, он рассматривает это как свою выгоду и при этом понимает, что это связано с некоторыми затратами (времени, терпения, денег).

Необходимость выбора, принятие человеком осознанного решения требуют, как Вы понимаете, сравнения издержек и благ альтернативного варианта действий. Во многих случаях издержки не так очевидны, как может показаться на первый взгляд.

Рассмотрим, например, процесс принятия молодым человеком решения о поступлении в Вуз на очное отделение. Благо, которое этот человек, возможно, получит, состоит в интеллектуальном обогащении и перспективах деловой карьеры. Но каковы издержки?

Обратите внимание! Более пятнадцати лет Россия пытается перестраиваться, а многие люди до сих пор верят в миф о бесплатном образовании, который умело поддерживался советской властью. Экономика – наука серьезная, она утверждает: все ограниченные ресурсы имеют ценность, а значит чего-то стоят. Образование – ценность, оно стоит денег. Берем идеальный вариант:

· Вы поступили на очное отделение;

· за обучение Вы не платите;

· за общежитие Вы тоже не платите;

· за учебники Вы не платите.

Складывается впечатление, что для Вас лично это образование является бесплатным. Что имеет место на самом деле?

На самом деле, начав учиться, Вы обнаруживаете в библиотеке безнадежно устаревшие учебники и к тому же один учебник на десятерых. И тогда Вы расплачиваетесь: либо временем на составление конспектов, либо временем и деньгами на приобретение недостающих книг, либо временем на выслушивание утомительного пересказа преподавателем того, что Вы могли бы прочитать и сами.

Но если даже мы представим, что тяжелые времена позади и библиотеки вновь закупают новые издания и снабжают студентов необходимым количеством книг, затраты все равно существуют.

Иллюзия бесплатного образования заключается в способе оценки издержек и состоит эта хитрость в том, что во внимание не принимается большая часть затрат, связанных с поступлением в Вуз, - время студента. Если он в течение года посещает лекции, часами сидит в библиотеке из-за нехватки учебников (вместо того, чтобы читать там и тогда, когда это ему удобно), он не имеет возможности работать. Деньги в форме заработной платы, которых студенты очной формы лишаются при поступлении в Вуз, - основная часть издержек образования. Эти деньги надо включить в затраты студента на обучение. Это и будет экономическим подходом, реально оценивающим Ваши издержки.

К издержкам учебы на очном отделении необходимо отнести также неприобретенный производственный опыт, который студент мог бы приобрести, если бы сделал иной выбор.

И здесь мы прикасаемся еще к одной проблеме – не все издержки нашего выбора легко вычислить в рублях или, скажем, часах. Однако это не говорит о том, что этого не нужно делать или что этого не делают. В экономике существуют методы оценки издержек, которые прямо не выражаются в каких-либо общепринятых единицах измерения. Чтобы делать реалистичные оценки, надо в совершенстве владеть экономическими инструментами не только самим экономистам, но и менеджерам, чиновникам, финансистам, банковским работникам и бухгалтерам.


ЗАДАНИЕ

Как Вы думаете, можно ли включить в затраты на образование на очном отделении питание студента? Ведь ему приходится платить свои деньги в буфете или столовой. Обоснуйте свой ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Если Вы ответили утвердительно, то не включили ли Вы в цену обучения нечто, не являющееся издержками поступления в Вуз? Посудите сами, даже если какой-либо молодой человек решает, что ему ни к чему поступать в Вуз, ему все равно необходимы затраты на питание.

Обратите внимание! Плата за питание является издержками поступления в Вуз только в той степени, в какой ее цена в Вузе превышает стоимость питания в том случае, если бы молодой человек не стал поступать в Вуз.

На самом деле плата за питание в Вузе может быть меньше, чем стоимость еды при поступлении, например, на работу, а значит, экономия расходов на хлеб насущный - преимущество поступления в Вуз. Как видите, не все так просто.

Издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки – нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Если с поступлением в Вуз Вы вынуждены платить на некоторую сумму больше за питание, значит Вы «согласились» не получить каких-то других благ ровно на эту сумму и тогда – это Ваши издержки. Принятие любого решения (например, решения о поступлении в Вуз) требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действий. Любое ваше действие является выбором, а значит, требует грамотной оценки издержек.





Подборка статей по вашей теме: