«Корабли тонут не потому, что получают пробоины, а от того, что по ним распространяется вода», говорил русский Адмирал Макаров.
В этом выражении русского адмирала, в свое время перевернувшем представления морских инженеров о кораблестроении, по сути, выражена основная идея этой части модуля.
|
Так и для любой компании – наличие конкурентной внешней среды, жестко и непредсказуемо воздействующей на нее – это естественно, надо только иметь такую «конструкцию компании» (структуру, менеджмент, организационную культуру), чтобы при любых стратегических инициативах и тактических маневрах негативные проявления конкуренции не «распространялись по всей компании».
Ниже мы рассмотрим виды организационных структур.
Любая компания имеет определенную структуру управления. В компаниях, как в архитектуре, форма вытекает из функций. Поэтому ни одна структура управления не годится на все случаи жизни.
Систему управления можно определить как последовательный ряд начальников, идущий от высшего руководства к работникам, стоящим на низших ступенях.
Чтобы лучше представить природу организационных структур и те их качества, которые важны для управления, полезно, на мой взгляд, проследить кратко генезис организационной структуры как таковой.
Представим ситуацию, в которой структура управления складывается на событийном уровне.
Нередко, когда человек открывает свое собственное дело, он вынужден все делать сам: продумывать цели своей деятельности, искать ресурсы (материальные, денежные), изготовлять товар, продавать, подсчитывать выручку и т.д. По мере того, как бизнес будет развиваться, обязанности этого человека будут меняться.
Предприниматель, освободившись от непосредственной производственной работы, переданной рабочим, понемногу оставляет за собой только управление. Но и элементы управления он тоже передоверяет по мере того, как его предприятие расширяется. Так рождается структура компании.
Передача полномочий может осуществляться просто-напросто в форме разделения людей на группы, поддающиеся управлению или, наоборот, путем распределения работ на основе их группировки в соответствии с их особенностями и с учетом определенной специализации.
По мере своего расширения предприятие становится более сложным, и все более необходимой делается специализация различных видов его деятельности.
Разделение труда – это разделение людей на отдельные группы, в которых люди выполняют сходную по своему содержанию работу либо организованы для достижения одной на всех задачи.
Это разделение может происходить по нескольким основаниям:






