Организационные структуры

«Корабли тонут не потому, что получают пробоины, а от того, что по ним распространяется вода», говорил русский Адмирал Макаров.

В этом выражении русского адмирала, в свое время перевернувшем представления морских инженеров о кораблестроении, по сути, выражена основная идея этой части модуля.

«Корабли тонут не потому, что получают пробоины, а от того, что по ним распространяется вода», говорил русский Адмирал Макаров
Получать в морском бою пробоины – это естественно для кораблей и не «повод», чтобы тонуть. Все кораблестроители мира не понимали этого и старались изо всех сил, чтобы укрепить борта боевых кораблей непробиваемой броней. Это делало корабли тяжелыми и еще более уязвимыми. Адмирал гениально сформулировал проблему кораблестроителей: надо бороться не с пробоинами, а с распространением воды внутри корабля. Поэтому, получив водонепроницаемые переборки внутри корабля, боевые судна действительно не тонут от получаемых пробоин.

Так и для любой компании – наличие конкурентной внешней среды, жестко и непредсказуемо воздействующей на нее – это естественно, надо только иметь такую «конструкцию компании» (структуру, менеджмент, организационную культуру), чтобы при любых стратегических инициативах и тактических маневрах негативные проявления конкуренции не «распространялись по всей компании».

Ниже мы рассмотрим виды организационных структур.

Любая компания имеет определенную структуру управления. В компаниях, как в архитектуре, форма вытекает из функций. Поэтому ни одна структура управления не годится на все случаи жизни.

Систему управления можно определить как последовательный ряд начальников, идущий от высшего руководства к работникам, стоящим на низших ступенях.

Чтобы лучше представить природу организационных структур и те их качества, которые важны для управления, полезно, на мой взгляд, проследить кратко генезис организационной структуры как таковой.

Представим ситуацию, в которой структура управления складывается на событийном уровне.

Нередко, когда человек открывает свое собственное дело, он вынужден все делать сам: продумывать цели своей деятельности, искать ресурсы (материальные, денежные), изготовлять товар, продавать, подсчитывать выручку и т.д. По мере того, как бизнес будет развиваться, обязанности этого человека будут меняться.

Предприниматель, освободившись от непосредственной производственной работы, переданной рабочим, понемногу оставляет за собой только управление. Но и элементы управления он тоже передоверяет по мере того, как его предприятие расширяется. Так рождается структура компании.

Передача полномочий может осуществляться просто-напросто в форме разделения людей на группы, поддающиеся управлению или, наоборот, путем распределения работ на основе их группировки в соответствии с их особенностями и с учетом определенной специализации.

По мере своего расширения предприятие становится более сложным, и все более необходимой делается специализация различных видов его деятельности.

Разделение труда – это разделение людей на отдельные группы, в которых люди выполняют сходную по своему содержанию работу либо организованы для достижения одной на всех задачи.

Это разделение может происходить по нескольким основаниям:




double arrow
Сейчас читают про: