Разделение по видам продукции

Получившаяся в результате разделения функциональная структура управления может оказаться мало приемлемой для предприятия, занимающегося изготовлением различных видов продукции, не имеющих между собой ничего общего, когда задачам, связанным с исполнением одной и той же функции, могут соответствовать совершенно разные проблемы. Тогда довольно часто можно встретить специализацию по видам продукции.

Допустим, что компания производит несколько видов продукции, которые мало связаны между собой, например, самолеты и электронные приборы. Соответственно, изготовление этих продуктов вызывает различные проблемы снабжения, производства и т.п. В подобных случаях специализация по функциям может оказаться весьма неэффективной. Чтобы быть рентабельным, такая компания должна быть «разбита» на отдельные производства, каждое из которых выпускает свой продукт.

 
 


Рисунок 6. Разделение по видам продукции

4. Комбинированное разделение

Возьмем структуру крупного предприятия, которая здесь несколько упрощена для лучшего усвоения самой идеи комбинированного разделения.

На существующих предприятиях, особенно крупных, чаще можно встретить именно комбинированные структуры управления. Так, в пределах центрального аппарата управления предприятием будет осуществляться принцип разделения по функциям, на уровне производства – принцип территориального разделения, на уровне цеха будет иметь место разделение по количественному принципу.


Рисунок 7. Комбинированное разделение

5. Матричный принцип разделения

Последнее десятилетие в некоторых крупных корпорациях принято одновременно сочетать два вида разделения: по функциональному признаку и по продуктному. В данной структуре каждый работник подчиняется сразу двум начальникам. Например, бухгалтер подчиняется своему функциональному начальнику (финансовому директору) и менеджеру, руководящему выпуском определенного изделия, производство которого учитывает данный бухгалтер.

 
 


Рисунок 8. Матричный принцип разделения


ЗАДАНИЕ

Попробуйте ниже нарисовать структуру организации, в которой Вы работаете. Если Вы не работаете, нарисуйте структуру Вуза, в котором Вы учитесь.


Каким бы ни было разделение или их сочетание, организационная структура должна обеспечивать быстрое принятие решений и их эффективное выполнение. Структура управления должна обеспечивать единство стратегического руководства.

Обычно передача информации (распоряжения) по иерархии управления изменяет что-нибудь в ее содержании, поскольку на каждой ступеньке иерархии над этой информацией или распоряжением размышляют люди и отдают дальнейшие распоряжения (информацию).

Однако существует большая доля информации, которая «гуляет» по всем ступеням иерархии без всякой трансформации. В таких случаях передача по иерархическому пути приводит только к одним неудобствам: замедляет весь процесс и требует значительных затрат. С другой стороны, существует масса решений, которые вполне могут быть приняты руководителями среднего уровня без привлечения высокого руководства.

Но как быть, когда эти руководители находятся на одной и той же ступеньке иерархии, но подчиняются различным прямым линейным начальникам, а производственную ситуацию им предстоит разрешить вместе и желательно быстро? Ведь на успех бизнеса очень часто влияет не только качество решения, но и его быстрота. Поэтому в реальном управлении часто сталкиваются два требования, определяющие качество решения:

· соблюдение линейного подчинения в соответствии с иерархией;

· быстрое принятие решений.

Мы разберем упрощенную ситуацию, пользуясь рисунком 7).

Ситуация выглядит так: надо командировать наладчика, подчиняющегося мастеру «Л», в подчинение мастеру «И» на три дня для срочной работы.

По законам иерархии надо решать этот вопрос, «пробежав» по всем ступеням линейного подчинения от мастера «И» к мастеру «Л». Дистанция эта получается поистине марафонской:


Это, конечно же, затянет принятие решения надолго. Проще решить этот вопрос по цепочке:

 
 


То есть мастер «И» просит наладчика у мастера «Л», и проблема решена, и решена она эффективно, то есть быстро и с необходимым качеством (исчезла необходимость приостанавливать производство).

Но что необходимо для того, чтобы выполнялись два условия:

1. единство руководства;

2. эффективность решений.

Надо, чтобы выполнялось несколько требований:

· мастера «И» и «Л» были бы уполномочены своими прямыми начальниками решать такого типа вопросы самостоятельно;

· наличие хороших отношений между этими мастерами;

· линейные функционеры обладали бы «чувством иерархии» (то есть хорошо бы понимали, что надо делать самостоятельно, а о чем необходимо посоветоваться с линейным начальником).

К сказанному необходимо добавить, что считается неправильным, если решения принимаются людьми, которые находятся одновременно на различных уровнях иерархии и подчиняются различным линейным начальникам. Например, не должно быть никаких административных отношений между руководителем производства «Д» и директором омского филиала «Б». Не допускается также «прыгать через голову руководства», то есть, например, начальник цеха «Е» не может обращаться к директору омского филиала «Б», минуя своего прямого начальника «Г».

Подобные вопросы уже относятся к «зоне» этики взаимоотношений. Если такие правила взаимоотношений в иерархии нарушаются часто, это может свидетельствовать о следующих вещах:

· возможно, принятая в организации структура управления не является оптимальной (правильной) для стратегических целей и характера производства данной организации;

· возможно, в организации плохо обстоят дела со структурой карьеры (на повышение идут не те, кто этого заслуживает);

· может быть, в организации проводятся слишком быстрые изменения, связанные с новой стратегией, и персонал дезориентирован в иерархических отношениях.

Есть еще одна причина подобных отступлений от законов иерархии. Эта причина заключается в том, что функционеры, заполнившие некоторые «ячейки» иерархии, не справляются с возложенными на них обязанностями. Например, незаметно для руководства организация так разрослась, что руководители не успевают решать весь круг вопросов.

Такие ситуации часто имеют место в растущих организациях, поэтому со временем были найдены способы выхода из подобных ситуаций.

Речь идет о штабных (совещательных) органах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: