Результат работы конкретного родителя в группе должен быть сформулирован очень конкретно в позитивных терминах и зависеть от самого у частника. Например, вместо "Я хочу, чтобы он нс делал...", следует формулировать: "Я хочу чувствовать... делать..." Важные вопросы; Что будет, когда проблемное поведение прекратится? Как изменятся тогда ваши отношения? Как Вы узнаете, что результат достигнут?"
2. Выявление "ресурсов" — сильных качеств личности родителей, которыми они уже обладают.
Родители "трудных подростков" чувствуют себя униженными, несостоятельными. Как правило они нс видят позитивных сторон своей личности, "...в их фантазиях ребенок есть нечто ими созданное, а они нс думают, что могут создать что-то совершенное" [9]. В результате дискуссии группа должна набрать около 30 положительных качеств. Таких, как честность, порядочность, образование, трудолюбие, терпение, чувство юмора и т.д. После этого занятия должно усилиться чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
|
|
Обсуждение позитивного прошлого опыта (наращивание ресурсов).
На этом занятии группа обсуждает те случаи в жизни участников, когда им удавалось применить свои лучшие свойства и добиться успеха. Для таких родителей характерна привычка придавать высокую значимость негативным событиям (небольшие проступки подростка, противоречия) и обесценивать свои удачи, достижения, моменты эффективного взаимодействия с ребенком. В результате они должны на сознательном уровне научиться выделять маленькие достижения, короткие периоды взаимопонимания и т.п.