Программа психологического тренинга для подростков

"Как жить в мире с родителями"

Цели тренинга:

1. Помощь подросткам в осознании ими различий психологических позиций родителей и детей.

2. Помощь подросткам в понимании причин этих различий, тоесть впонимании мотивов поведения родителей по отношению к подрост­кам.

3. Освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями:

> умения просить внимания,

> умения просить о помощи,

> умения понимать чувства и переживания родителей и сочув­ствовать им,

> умения предлагать помощь родителям,

> умения вести себя достойно в конфликтных ситуациях с роди­телями,

> умения выражать родителям свои чувства.

4. Повышение самоуважения подростков и помощь в понимании ими своей роли в налаживании партнерских взаимоотношений с родите­лями.

5. Помощь подросткам в осознании ими своих собственных проблем в отношениях с родителями и индивидуальных особенностей своей семьи.

Количественная характеристика группы:

8-14 человек, 1 ведущий

Временные характеристики работы по программе:

Программа рассчитана на 24 академических часа (8 встречпо 3 часа)

Помещение:

Для работы необходимо отдельное помещение, достаточное для того чтобы все участники тренинга могли сесть в круг. Желательно наличие ви­деомагнитофона и телевизора.

Программа

1 этап: Повышение групповой сплоченности. Знакомство (пример­но 1,5 часа)

Знакомство участников группы друг с другом и с ведущим. Обсуждение и принятие правил работы в группе. Упражнения на увеличение группо­вой сензитивности (в группе и в парах).

2 этап: Создание рабочей атмосферы. Фокусировка проблем. Ра­бота над осознанием различий в восприятии взрослыми и детьми одних и тех же проблем. Работа над пониманием мотивов поведе­ния родителей (примерно 10 часов)

1. Первоначальное формулирование проблем (в парах или на листоч­ках, анонимно). Составление общего списка проблем участников, обсуж­дение их. Классификация проблем, выделение основных проблемных сфер.

2. Обсуждение различий подростков и родителей в сфере:

> жизненных ценностей

> забот

> ответственности.

Специфика родительской позиции в этихсферах (индивидуальная ра­бота с обсуждением в группе результатов).

3. Переформулирование подростковых проблем языком родителей:

Подросток говорит: "Родители не позволяют мне быть взрослым" Родитель говорит: "Моя ответственность не позволяет ему совер­шать необдуманные и рискованные поступки"

4. Придумывание и разыгрывание конфликтов "родители — подростки" в соответствующих областях:

> из-за различий в ценностях >

из-за различий в заботах

> из-за различий в ответственности > из-за недостатка общения (конфликты разыгрываются в подгруппах, причем таким образом,чтоодин из подростков играет самого себя, а другой играет родителя с уче­том тех различий, которые были отмечены группой ранее).

Анализ разыгранных ситуаций. Возможные варианты поведения "роди­телей" в них. Обсуждение различий, и их причин. Выработка модели до­стойного поведения "родителя" в ситуации.

3 этап. Проработка индивидуальных проблем участников группы.

Освоение навыков конструктивного взаимодействия с родителями (примерно 10 часов).

Осознание подростками своих собственных проблем. Диагностика ин­дивидуальных особенностей восприятия подростками своих родителей с помощью методики "Подростки о родителях". Обсуждение в группе среднегрупповых показателей, предоставление каждому частнику индивиду­альных результатов диагностики.

Выделение основных характеристик детско-родительских отношений:

> позитивный интерес

> авторитарность

> враждебность

> автономность (отстраненность)

> непоследовательность.

Обсуждение в группе содержания этих характеристик, описание типич­ных (в том числе и конфликтных) ситуаций с соответствующим типом по­ведения родителей (в малых группах, в парах, индивидуально на листоч­ках...). Разыгрывание этих ситуаций.

Выработка схемы достойного поведения подростка в ситуации обще­ния с родителем того или иного типа. Освоение основных навыков, необ­ходимых в этом общении.

Взаимодействие с авторитарными родителями;

> навык Я-высказывания

> навыки активного слушания

> навыки уверенного поведения

Взаимодействие с враждебными родителями:

> навык самоподдержки > умение просить о помощи > навыки уверенного поведения

Взаимодействие с отстраненными родителями:

> умение просить внимания

> умение обращаться за помощью

> самоподдержка;

Взаимодействие с непоследовательными родителями:

> Я-высказывание

> активное слушание

> уверенное поведение

Упражнения (в группе, в парах, в подгруппах) на овладение навыками. Разыгрывание проблемных ситуаций.

4 этап. Подведение итогов работы в группе (примерно 2 часа)

1. "Выведение общей формулы" достойного поведения со взрослыми в семье. Подведение итогов работы, обсуждение работы в группе,

2. Декларация прав личности и Декларация прав родителей. Ритуал прощания.

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: