Завершающим этапом работы со следами рук являются их изъятие и упаковка.
Наилучший способ изъятия следов рук — вместе с объектом, на котором они находятся, без обработки и каких-либо изменений. При невозможности такого изъятия изымается часть объекта (например, ручка двери, замок, телефонная трубка, мебельное стекло и т. п.).
Если и это не удается без повреждения объекта, следы изымаются путем нарушения его целостности. В том случае, когда это невозможно (ценная мебель, сейф и т. п.), следы копируются или с них изготавливаются слепки.
Правильное изъятие следов рук, позволяющее сохранить всю имеющуюся в них дактилоскопическую информацию, должно отвечать следующим требованиям:
изымать (перекопировать) все групповые следы вместе, независимо от их пригодности для идентификации личности;
Перекопировать групповые следы рук по возможности на поверхность одного следокопировального материала.
При упаковке необходимо соблюдать следующие требования:
- предмет должен быть закреплен неподвижно и жестко;
|
|
- упаковка хрупких предметов должна предусматривать возможность амортизации;
- упаковочный материал должен быть прочным, по возможности не деформироваться и предохранять объект от влаги и пыли и т. п.;
- упаковка должна иметь пояснительный текст (об объектах и следах на его поверхности);
- объекты внутри упаковки не должны соприкасаться с ее внутренними поверхностями, так как это приводит к уничтожению следов;
- предметы, направляющиеся на дактилоскопическое исследование, категорически запрещается заворачивать в бумагу, ткань, полиэтиленовые пакеты и т.п.
Объемные следы рук изымают с помощью различных полимерных материалов, например пасты «К».
На практических занятиях отрабатываются навыки работы по выявлению следов рук: а) при освещении под различными углами зрения, на просвет, при использовании различных порошков, флейцевой и магнитной кистью, а также навыки работы по копированию выяленных следов на дактилоскопическую пленку.
Содержание заданий
1.Выявите следы пальцев рук на различных объектах, предложенными преподавателем: при косопадающем освещении (например, на бутылке, чашке, блюдце и др.) при осмотре на просвет (например на стекле); используя криминалистическую лупу с подсветкой. Выявленные следы обведите графитным или восковым карандашом и предъявите объект со следами преподавателю.
2.Используя имеющиеся порошки, магнитную и флейцевую кисти, выявите и зафиксируйте следы рук на различных объектах (бумаге, стекле,фарфоре, жести и др.)
3.Изымите (перекопируйте) выявленные четкие следы рук на дактилоскопические пленки: черную и прозрачную или липкую склеивающую ленту на полиэтиленовой основе (типа «Скотч»), оформите в соответствии с процессуальными требованиями.
|
|
4.Изучите выявленные следы рук, используя увеличительное стекло (лупу), определите тип узора, выделите в следе не менее 8-10 признаков (деталей) папиллярных линий, отметив их стрелками и соответствующими цифрами (сделайте разметку частных признаков).
5.Оставьте на бумаге следы рук, выявите их химическим методом (с помощью раствора нингидрина). Определите в следе общие и частные признаки.
6.Изготовьте гипсовый слепок с объемного следа пальца руки, оставленного на пластилине. Слепок оформите в соответствии с процессуальными требованиями.
Тема 2. Следы рук
Цель занятий:
Выработка первоначальных навыков предварительного исследования объектов идентификации (следов рук), криминалистического анализа идентификационных признаков, сравнения свойств объектов, оценки совпадений, различий и определения оснований для вывода. Ознакомление с техникой дактилоскопирования живых лиц, возможностей предварительного исследования следов рук.
Вопросы:
1.Практические занятия по идентификации следов рук.
(индивидуальные контрольные работы для каждого студента).
2.Ознакомление с техникой дактилоскопирования живых лиц.
3.Использование следов рук для установления признаков неизвестного преступника:
-установление пола неизвестного лица,
-установление возраста неизвестного лица,
-установление роста неизвестного лица,
-установление патологических признаков неизвестного лица,
-установление профессиональных признаков неизвестного лица.
4.Возможности дактилоскопии:
-пороскопии,
-пальмоскопии,
-эджескопии,
-дерматоглифики.
5.Просмотр учебного фильма «Правила дактилоскопирования живых лиц».