С каким типом методологии исторического исследования связан предлагаемый текст. По каким признакам Вы это определили?

Когда Жан Жак Руссо провозглашает, что «человек рожден для свободы, а между тем мы его видим всюду в цепях», и когда с высоты своего олимпийского величия Гёте вещает, что «человек создан не для свободы», оба они в своих утверждениях выходят за пределы научного исследования и действительной жизни. Несомненно, что окружающая человека среда и способность человека приспособляться к этой среде вполне должны способствовать тому, чтобы человек мог наиболее наилучшим образом устроить свое существование; с другой стороны, свобода не есть нечто недостижимое и химерное, ибо мы знаем, что очень многие племена, в умственном отношении сравнительно скудно одаренные, все-таки сумели создать более или менее действительно такой свободный общественный строй, о котором большинству культурных народов приходится только мечтать.

Насколько мне известно, единственной и хотя до некоторой степени научной теорией происхождения деспотизма является теория Герберта Спенсера. Спенсер видит причину различия в судьбах народов, в смысле развития свободы, в милитаристических и в экономических стремлениях, выработавшихся у разных народов в весьма отдаленный от нас доисторический период.

Легко, однако, видеть, что выставленная Спенсером гипотеза покоится на вполне априорном предположении, которое в свою очередь основывается на слишком преувеличенной оценке значения милитаризма. В действительности война является лишь эпизодом в истории и представляет частный случай всеобщей борьбы за существование.

Египетские пирамиды, стены Вавилона, плотины в бухте Ханчжоу, масса других поразительных созданий человеческой силы и энергии, т.е. все то, что Герберт Спенсер не замедлил бы отнести к области экономизма, заключает в себе больше крови и слез, больше страданий и гнета, чем все мировые поля сражений вплоть до Седана и Плевны. И наоборот, во все эпохи и у самых различных народов можно найти примеры того, как общество создавалось благодаря войне и под влиянием военных обстоятельств и тем не менее где деспотизм, элемент принуждения, проявлялся в самых микроскопических дозах. Такими группировками были, например, в XVII веке Украинская Сечь, а в позднейшее время Черногория, республика сикхов в Пенджабе, многочисленные горные республики на Кавказе и в Абиссинии. Кабилы — один из самых воинственных народов на земном шаре, вместе с тем и один из самых свободных среди всех когда-либо живших или живущих на земле племен. Вот что говорит о них Эрнест Ренан, которого, как известно, трудно заподозрить в симпатии к анархическому принципу:


12. Вставьте в текст пропущенные слова, характеризующие эмпирическую стадию исторического исследования: «Общее понятие об эмпирической стадии исторического исследования сложилось на основе позитивизма. В свете позитивистских представлений история - одна из конкретных наук. Ее методология в целом сходна с методологией других наук, в частности, естественных. Эмпирическая стадия исследования представляет собой работу опытного характера с исходным материалом, итогом которой является ????. В исторической науке в качестве исходного материала рассматривались ????, а итог, или научный факт - ?????. Отличие истории от естествознания состоит, с точки зрения позитивистов, в том, что, если в естествознании опытная работа соответствует понятию опыта, то в историческом исследовании опыта в собственном смысле слова нет, а в значении опытной работы выступает разносторонняя работа с ?????»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: