Еще не умея считать, дети могут определять: поровну ли предметов в группах, каких предметов больше, каких меньше. Например, в процессе установления соответствий между множеством блюдец и множеством чашек дети рассуждают так: «Если на каждом блюдце есть чашка, значит, чашек и блюдец поровну. Если на одном блюдце нет чашки, значит, блюдец больше, чем чашек, а чашек меньше, чем блюдец».
Пусть даны два множества: А = {а, Ъ, с, d } и В = {к, I, т, п. } Не пересчитывая число их элементов, а лишь установив взаимно однозначное соответствие, можно сказать, что множество А содержит элементов столько же, сколько и множество В. Говорят, что эти множества имеют одинаковую мощность, или они равномощны. Пишут А -В.
Множества называются равномощными, если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.
Задание 30
Постройте графы взаимно однозначных соответствий, если это возможно, между множествами:
— дней недели и цветов спектра;
— времен года и цветов спектра.
|
|
Нетрудно убедиться в том, что если равномощные множества конечны, то они содержат поровну элементов.
Конечные равномощные множества называются равночисленными.
Бесконечные множества могут быть равномощными, например, множество действительных чисел и множество точек прямой, и не равномощными, например, множество натуральных чисел и множество точек прямой.
При сравнении двух групп предметов по количеству приемами наложения или приложения дети по существу устанавливают взаимно однозначное соответствие между данными множествами (или между одним множеством и подмножеством другого). При этом используются термины: «столько же, сколько», «меньше», «больше». Здесь, еще на дочисловом этапе, дети определяют, равномощны множества или нет.
Задание 31
Приведите примеры множеств, равномощных множеству:
— времен года;
— углов у пятиугольника;
— ног у человека.
2.8. Отношения между элементами одного множества
Связи между элементами одного множества в математике называют отношениями.
Отношения очень многообразны, например:
• на множестве людей: «старше», «родиться в одном месяце», «выше», «жить в одном доме», «быть сестрой»;
• на множестве предметов: «быть одной формы», «быть одного цвета», «тяжелее»;
• на множестве понятий: «быть видом», «быть частью»;
• на множестве предложений: «следовать», «быть равносильными»;
• на множестве чисел: «больше», «меньше на I», «быть равными», «следовать за»;
• на множестве прямых: «быть параллельными», «пересекаться»;
• на множестве отрезков: «длиннее», «короче».
Отношения могут быть заданы и на символическом языке, например, как в задании 32.
|
|
2. Перечисляют все пары элементов, взятых из множества и связанных этим отношением.
Например, элементы множества X = {1, 2, 3, 4, 5} связаны отношением «быть больше на 1». В этом случае отношение задано с помощью предложения «число х больше числа у на h. Это же отношение можно задать, перечислив все пары чисел, связанных данным отношением: (2,1), (3,2), (4,3), (5,4).
Полезно предлагать детям упражнения, выполняя которые они переходят от одного способа задания отношений на множестве к другому. Например.
1.Вставьте пропущенное число: (1;6), (8;13), (5;10), (7; 12), (3;.,.)-Здесь необходимо сначала выяснить характеристическое свойство всех пар чисел, а затем найти пропущенный элемент.
2, «Оля, Катя, Сережа, Валера — дети одних родителей. Назовите, кто кому является братом».
Выполняя данное упражнение, дети должны перейти от задания отношения с помощью характеристического свойства к перечислению пар элементов.
Данное отношение «быть братом» можно изобразить при помощи графа. Все элементы множества изображаются точками, а отношения — стрелками (рис. 40).
Задание 33
Придумайте различные отношения на множестве одной семьи (мама, папа, их дети — Оля, Катя, Сережа, Валера) и изобразите эти отношения с помощью графов.
В процессе игры или обучения детям постоянно приходится рассматривать элементы одного множества и устанавливать отношения между ними:
• сравнивать по величине;
• подбирать одинаковые по цвету или форме;
• упорядочивать;
• делить на группы.
Очень важным считается умение ребенка определять взаимно обратные отношения. Например: «больше — меньше», «длиннее — короче», «старше — младше» и др.
В математике изучают разнообразные отношения. Чтобы облегчить решение этой задачи, отношения классифицируют по свойствам.