Отсутствие информации

Стремление к экономии усилий предопределяет тенденцию принимать решения на основе доступной информации и избегать напряжения, связанного с выявлением недостающих данных. Более того, даже когда неполнота информации очевидна и индивид имеет возможность восполнить недостаток за счет собственных знаний, изначально предоставленная информация способна оказывать большее влияние на решение, чем знания, которые необходимо извлечь из памяти. Иллюстрацией этого эффекта послужил эксперимент Фишхофа, Словика и Лихтенштейн 1978 г. В нем опытным автомеханикам предлагалась схема, включающая все возможные причины несрабатывания зажигания автомобиля, так называемое «дерево неисправностей». Эта схема включала семь основных разделов: неисправности системы зажигания, неисправности системы топливоподачи, вандализм и т.п. Механикам предлагалось представить 100 различных поломок и оценить их вероятное распределение между семью разделами. Второй группе механиков, выполняющих аналогичное задание, была предоставлена урезанная схема, которая включала лишь четыре раздела из семи. При этом, помимо распределения по предоставленным категориям, они

должны были отнести определенное число случаев к разделу «другие проблемы».

Сопоставление результатов двух групп показало, что среднее число случаев, отнесенное к «другим проблемам» было примерно в два раза меньше числа случаев, отнесенных первой группой к трем категориям, которые были удалены из второго варианта схемы. Налицо была явная недооценка отсутствующей информации, даже несмотря на то что ее неполнота была очевидна, и специалисты имели возможность восполнить ее за счет собственных знаний.

Эффект значительно усиливался, когда эксперимент проводился с непрофессионалами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: