double arrow

Эффекты преподнесения информации

3

К принятию интуитивных, рационально не проработанных решений также способна подталкивать изначально доступная информация, причем не столько ее содержание, сколько форма ее подачи. С этим связан ряд характерных психологических явлений, способных предопределять решения, которые принимаются на основе этих данных.

Первая из этих проблем –эффект целевого преподнесения –определяется как тенденция придавать большее значение информации, представленной в негативной форме.

Этот эффект зафиксирован в медицинской практике. Программы профилактики заболеваний показывают, что рекомендации проводить регулярные обследования, в которых акцент сделан на негативных последствиях пренебрежения такой практикой, обычно оказываются

эффективнее.

Схожим действием обладает эффект преподнесения рискованного выбора, который заключается в тенденции уклоняться от рискованных действий при акценте на возможных положительных результатах и принимать рискованные решения при акценте на потерях, к которым ведет избегание риска. Иллюстрацией может служить следующий опыт. Двум группам участников предлагались соответственно две задачи. Условия обеих задач были одинаковыми, но формулировались по-разному. В первой группе использовалась примерно следующая формулировка: «Правительство имеет возможность выбрать одну из двух программ борьбы с эпидемией смертельного заболевания, поразившего 600 человек.

Программа А дает стабильный результат выживания 200 заболевших. Программа В дает вероятность выживания всех пострадавших - 35%, но при этом существует вероятность 65%, что спасти не удастся никого. Необходимо выбрать программу». Для второй группы задача формулировалась иначе: для борьбы с заболеванием следовало выбрать либо программу С, которая давала стабильный результат гибели 400 из 600 заболевших, или программу D, обеспечивающую вероятность гибели всех пострадавших - 65%, но при этом возможность избежать смертельных исходов, вероятность которой оценивается в 35%. В первом варианте наиболее рискованную программу В выбрали 28%, однако во втором варианте отражавшую те же условия программу D выбрали уже 78%, так как в этом описании безрискового решения акцент был сделан на его негативных последствиях.

К этой же группе относится эффект атрибутивного преподнесения – тенденция оценивать характеристику более позитивно, когда она представлена в позитивных терминах.

Примером этого эффекта является всем известная дилемма стакана, который наполовину полный для оптимиста и наполовину пустой для пессимиста.

На восприятие информации также влияет момент ее преподнесения. Существует так называемое ретроспективное искажение – тенденция оценивать исход событий как более неизбежный после того, как они произошли. Более того, оценка верности решения возрастает в самый момент его принятия. Например, было зафиксировано, что игроки на ипподроме выше оценивают шансы выбранной лошади после того, как они уже сделали ставку.

В схожем направлении работает эффект нарастания приверженности – тенденция поддерживать предыдущие неудачные действия под влиянием нежелания признать потерю ранее вложенных средств. Наиболее ярко этот эффект проявляется в биржевой игре. Когда бумага, в которую были вложены средства, начинает падать, игрок на бирже может отказаться признать ошибочность своего прогноза относительно ее роста и вместо того, чтобы минимизировать потери, напротив, увеличить позицию, считая, что покупка по упавшей цене принесет ему в дальнейшем еще большую прибыль. Противодействовать этому эффекту – одна из основных функций специального торгового приказа – «stop-loss», т.е. «прекращение потерь», который заключается в поручении брокеру закрыть позицию в случае, если бумага опустится ниже определенной цены.

Весь набор эффектов, влияющих на формирование суждений и принятие решений, не следует расценивать исключительно как проблемы. Их общая цель – упрощение чрезвычайной сложности окружающей действительности. В отсутствие таких упрощений ни одно бы решение никогда не было бы принято, так как переработка всей информации попросту невозможна в условиях ограниченного времени. Избавиться от этих свойств психики практически невозможно, более того, неоднократно демонстрировалось, что знание этих закономерностей отнюдь не сводит их действие на нет. Однако осведомленность об их действии все же может позволить избежать наиболее грубых ошибок и лучше осознать меру ответственности, связанную с принятием решений в условиях неопределенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: