Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Организация любой самостоятельной работы обучающихся включает три этапа:

- первый этап - постановка перед обучающимися целей, задач выполнения заданий (упражнений), разъяснения и указания по их выполнению;

- второй этап - непосредственная деятельность обучающегося по выполнению заданий (упражнений), решению задач;

- третий этап - подведение итогов и оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

В ходе выполнения заданий обучающиеся должны учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы. В организации творческой деятельности обучающихся преподавателю могут помочь новые информационные технологии.

При распределении видов заданий на ВСР рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением ВСР преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа может выполняться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и может проходить в письменной или устной форме, с предоставлением продукта творческой деятельности.

В качестве форм и методов контроля ВСР могут быть семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и пр.

Критериями оценки результатов ВСР являются:

- уровень усвоения учебного материала;

- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- сформированность и четкость изложения ответов;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Виды заданий для ВСР:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями, справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектами лекций (обработка текста), повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных документов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.) подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, составление биографии, тематических кроссвордов, тестирование.

для формирование умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач и упражнений, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетно-графических работ, решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов), экспериментально-конструкторская работа, опытно-экспериментальная работа, упражнения на тренажере, упражнения спортивно-оздоровительного характера и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: