При разработке, внедрении и управлении системой менеджмента качества организации высшему руководству необходимо следовать принципам менеджмента качества, изложенным в 4.3.
Исходя из этих принципов, высшему руководству организации надо подтверждать свое лидерство и обязательства в отношении:
- понимания текущих и будущих потребностей и ожиданий потребителей, дополняющих требования;
- разъяснения политики и целей организации для повышения понимания, мотивации и вовлечения сотрудников организации в ее деятельность;
- постоянного улучшения деятельности организации как цели всех процессов, выполняемых в организации;
- планирования будущего организации и менеджмента изменений;
- разработки и доведения до сведения сотрудников организации основ деятельности по достижению удовлетворенности заинтересованных сторон.
В дополнение к поэтапному или постоянному улучшению высшему руководству организации необходимо также рассматривать проекты «прорыва», ведущие к изменению процессов, как способ улучшения деятельности организации. В ходе таких изменений высшему руководству следует предпринимать действия по обеспечению ресурсами и обмену информацией, необходимым для поддержания функционирования системы менеджмента качества.
Высшему руководству организации необходимо идентифицировать процессы жизненного цикла продукции, так как от них непосредственно зависит успех организации. Высшему руководству следует также определить вспомогательные процессы, которые воздействуют на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции либо на потребности и ожидания заинтересованных сторон. Высшему руководству организации следует обеспечить функционирование всех процессов как результативной и эффективной системы. Высшее руководство организации должно анализировать и оптимизировать взаимодействие этих процессов, включая процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы. Необходимо обратить внимание на:
- проектирование последовательных и взаимодействующих процессов для результативного и эффективного достижения желаемых результатов;
- четкое определение и управление входами и выходами процессов, видами деятельности;
- мониторинг входов и выходов процессов для верификации того, что отдельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и эффективно;
- определение и менеджмент рисков, а также использование возможностей для улучшения деятельности;
- проведение анализа данных, способствующего постоянному улучшению процессов;
- определение руководителей процессов и наделение их полнотой ответственности и полномочиями;
- менеджмент каждого процесса для достижения запланированных целей;
- потребности и ожидания заинтересованных сторон.
Важные вопросы
Имеются ли блок-схемы и/или диаграммы, демонстрирующие, как протекают процессы внутри учреждения здравоохранения, их взаимосвязь, подотчетность и то, как осуществляются конкретные виды деятельности? Анализируются ли эти блок-схемы и диаграммы? Насколько ясно они показывают распределение ролей и ответственности в учреждении здравоохранения? Использует ли данное учреждение схему RASIC (responsible, approves, supports, informed, consulted - распределение ответственности, официальное одобрение, поддержка, информирование, консультирование) для выполнения процессов?
Имеются ли записи, демонстрирующие:
- обязательства по обеспечению баланса между эффективностью и надежностью/качеством лечения;
- анализ со стороны высшего руководства учреждения здравоохранения различных входных данных, приведенных в 5.6;
- обязательства по обеспечению ресурсами, необходимыми для соответствия требованиям потребителя;
- активное управление изменениями процессов со стороны высшего руководства учреждения здравоохранения;
- установление учреждением здравоохранения целей в области качества и планирование даты завершения различных видов деятельности?






