Возможности и угрозы — неподвластны фирме (внешняя среда, зоны В и С на рис.1), но могут существенно повлиять на ее деятельность.
Основная задача фирмы — быть готовой воспользоваться возможностями и нивелировать последствия угрожающих событий.
Оценка возможностей поможет не упустить ее в случае возникновения. Для уже существующих, но пока не используемых фирмой возможностей важен сам факт их выявления и фиксации. Анализ возможностей обычно включает три взаимосвязанных компонента:
- идентификация возможности. Возможности возникают из выявления новых классов покупателей, определения неудовлетворенных потребностей или создания новых средств или способов удовлетворения потребностей существующих. Анализ возможностей связан с поиском рынков, которые организация могла бы обслуживать с прибылью для себя.
- сопоставление возможности и организации. В процессе устанавливается, отвечает ли выявленная рыночная возможность определению бизнеса организации, ее миссии и отличительным компетенциям. Как правило, для этого проводится оценка сильных и слабых сторон компании, определяются условия успеха на рынке.
- оценка возможности обычно делится на две стадии: качественную и количественную. На стадии качественной оценки привлекательность возможности сравнивается с характеристиками ее рыночной ниши. Привлекательность зависит от: (1) активности конкурентов, (2) запросов покупателей, (3) рыночного спроса, (4) социальных, политических, экономических и технологических сил, (5) способностей самой организации. В свою очередь, каждый из этих факторов влечет за собой определенный тип искомых покупателей, потребности покупателей, а также средства удовлетворения этих потребностей, и все эти связи необходимо установить. На количественной стадии дается оценка потенциальной емкости рынка и прогноз объемов продаж. Здесь же составляются бюджеты финансовых, кадровых, маркетинговых и производственных ресурсов, необходимых для оценки прибыльности рыночной возможности.
Оценка угроз помогает заранее подготовиться и разработать действия по нейтрализации возникающих проблем. Анализ угроз должен стать неотъемлемой составляющей антикризисного менеджмента, необходимость которого необходимо предусмотреть в процессе стратегического планирования.
|
|
Основные угрозы организации со стороны внешней среды можно анализировать с помощью модели «5 сил» Майкла Портера (см. выше):
1. Угроза вторжения (выход на рынок новых игроков);
2. Рыночная власть поставщиков (например, неприемлемые цены аренды, цены на сырье, качество оборудования и т.д.);
3. Угроза появления субститутов (товары/услуги–заменители);
4. Рыночная власть покупателей (ценовая чувствительность; переключение на другие формы получения услуг, ранее предоставляемых нами);
5. Действия конкурентов (расширение их деятельности, создание ими более привлекательных предложений и т.д.)
|
|
Оценку возможностей и угроз можно осуществлять по той же методике, как сильные и слабые стороны. Например:
Рис. 9. Матрицы оценки возможностей и угроз внешней среды
Для того, чтобы анализ не был простой констатацией фактов, для наиболее важных факторов следует разработать мероприятия. Сделать это можно, например, в такой форме:
Возможности I. Проводить мониторинг (сила большая, вероятность низкая)
Среда | Перечень возможностей | Кто проводит мониторинг | Сможем ли использовать (+0–) |
1. Микроокружение | Возможность 1.1. | ||
Возможность 1.2 | |||
... | |||
2. Макроокружение | Возможность 2.1. | ||
Возможность 2.2. | |||
... |
Возможности II. Использовать (сила большая, вероятность высокая)
Среда | Перечень возможностей | Возможность роста (+0–) | Возможные последствия | Как использовать |
3. Микроокружение | Возможность 3.1. | |||
Возможность 3.2 | ||||
... | ||||
4. Макроокружение | Возможность 4.1. | |||
Возможность 4.1. | ||||
... |
Возможности III. Исследовать (сила небольшая, вероятность высокая)
Среда | Перечень возможностей | Возможность роста (+0–) | Возможные последствия | Как использовать |
5. Микроокружение | Возможность 5.1. | |||
Возможность 5.2 | ||||
... | ||||
6. Макроокружение | Возможность 6.1. | |||
Возможность 6.1. | ||||
... |
Возможности IV. Игнорировать (сила небольшая, вероятность высокая)
Микроокружение:
7.1.
7.2.
...
Макроокружение:
8.1.
8.2.
...
По аналогичной схеме проводится и анализ угроз.
В результате такого анализа мы получаем готовый план мероприятий, который в дальнейшем будет включен в общую стратегическую программу развития фирмы.
При копировании материалов сайта ссылка обязательна!
Вы можете ссылаться на этот сайт:
Волкова Л. Маркетинг, менеджмент и все, что вокруг них // http://m-arket.narod.ru/
или на эту страничку:
Волкова Л. Методика проведения SWOT-анализа // http://m-arket.narod.ru/S_StrAn/SWOT.html