Анализ возможностей и угроз

Возможности и угрозы — неподвластны фирме (внешняя среда, зоны В и С на рис.1), но могут существенно повлиять на ее деятельность.

Основная задача фирмы — быть готовой воспользоваться возможностями и нивелировать последствия угрожающих событий.

Оценка возможностей поможет не упустить ее в случае возникновения. Для уже существующих, но пока не используемых фирмой возможностей важен сам факт их выявления и фиксации. Анализ возможностей обычно включает три взаимосвязанных компонента:

  • идентификация возможности. Возможности возникают из выявления новых классов покупателей, определения неудовлетворенных потребностей или создания новых средств или способов удовлетворения потребностей существующих. Анализ возможностей связан с поиском рынков, которые организация могла бы обслуживать с прибылью для себя.
  • сопоставление возможности и организации. В процессе устанавливается, отвечает ли выявленная рыночная возможность определению бизнеса организации, ее миссии и отличительным компетенциям. Как правило, для этого проводится оценка сильных и слабых сторон компании, определяются условия успеха на рынке.
  • оценка возможности обычно делится на две стадии: качественную и количественную. На стадии качественной оценки привлекательность возможности сравнивается с характеристиками ее рыночной ниши. Привлекательность зависит от: (1) активности конкурентов, (2) запросов покупателей, (3) рыночного спроса, (4) социальных, политических, экономических и технологических сил, (5) способностей самой организации. В свою очередь, каждый из этих факторов влечет за собой определенный тип искомых покупателей, потребности покупателей, а также средства удовлетворения этих потребностей, и все эти связи необходимо установить. На количественной стадии дается оценка потенциальной емкости рынка и прогноз объемов продаж. Здесь же составляются бюджеты финансовых, кадровых, маркетинговых и производственных ресурсов, необходимых для оценки прибыльности рыночной возможности.

Оценка угроз помогает заранее подготовиться и разработать действия по нейтрализации возникающих проблем. Анализ угроз должен стать неотъемлемой составляющей антикризисного менеджмента, необходимость которого необходимо предусмотреть в процессе стратегического планирования.

Основные угрозы организации со стороны внешней среды можно анализировать с помощью модели «5 сил» Майкла Портера (см. выше):

1. Угроза вторжения (выход на рынок новых игроков);
2. Рыночная власть поставщиков (например, неприемлемые цены аренды, цены на сырье, качество оборудования и т.д.);
3. Угроза появления субститутов (товары/услуги–заменители);
4. Рыночная власть покупателей (ценовая чувствительность; переключение на другие формы получения услуг, ранее предоставляемых нами);
5. Действия конкурентов (расширение их деятельности, создание ими более привлекательных предложений и т.д.)

Оценку возможностей и угроз можно осуществлять по той же методике, как сильные и слабые стороны. Например:

Рис. 9. Матрицы оценки возможностей и угроз внешней среды

Для того, чтобы анализ не был простой констатацией фактов, для наиболее важных факторов следует разработать мероприятия. Сделать это можно, например, в такой форме:

Возможности I. Проводить мониторинг (сила большая, вероятность низкая)

Среда Перечень возможностей Кто проводит мониторинг Сможем ли использовать (+0–)
1. Микроокружение Возможность 1.1.    
  Возможность 1.2    
  ...    
2. Макроокружение Возможность 2.1.    
  Возможность 2.2.    
  ...    

Возможности II. Использовать (сила большая, вероятность высокая)

Среда Перечень возможностей Возможность роста (+0–) Возможные последствия Как использовать
3. Микроокружение Возможность 3.1.      
  Возможность 3.2      
  ...      
4. Макроокружение Возможность 4.1.      
  Возможность 4.1.      
  ...      

Возможности III. Исследовать (сила небольшая, вероятность высокая)

Среда Перечень возможностей Возможность роста (+0–) Возможные последствия Как использовать
5. Микроокружение Возможность 5.1.      
  Возможность 5.2      
  ...      
6. Макроокружение Возможность 6.1.      
  Возможность 6.1.      
  ...      

Возможности IV. Игнорировать (сила небольшая, вероятность высокая)

Микроокружение:
7.1.
7.2.
...

Макроокружение:
8.1.
8.2.
...

По аналогичной схеме проводится и анализ угроз.

В результате такого анализа мы получаем готовый план мероприятий, который в дальнейшем будет включен в общую стратегическую программу развития фирмы.


При копировании материалов сайта ссылка обязательна!

Вы можете ссылаться на этот сайт:
Волкова Л. Маркетинг, менеджмент и все, что вокруг них // http://m-arket.narod.ru/

или на эту страничку:
Волкова Л. Методика проведения SWOT-анализа // http://m-arket.narod.ru/S_StrAn/SWOT.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: