Формализация проведения SWOT-анализа

В современных публикациях встречаются множество критических мнений о SWOT-анализе. Несмотря на то, что данному анализу уже более двадцати лет его применение и использование результатов SWOT-анализа является очень спорным вопросом. Критики считают, что полученные результаты в случае использования множества факторов внешней и внутренней среды, не являются однозначными, особенно если это конфликтует с современным представлением о стратегическим менеджменте, как о науке, которая позволяет выработать уникальную стратегию и следовать ей всей организацией[5].

Роль SWOT-анализа может быть более высокой для организации, если аналитикам предложить методы формализации его проведения и результаты сведутся не к огромному количеству возможных альтернатив изменения внутренних параметров для повышения эффективности использования факторов во внешней среде, а к выбору доминирующего поля, на основе которого и может быть разработана стратегия организации. При формализации анализа сам анализ станет более сложным, но его результаты будут наиболее применимы для руководителей занимающихся стратегическим планированием.

Главное препятствие в формализации является преобладание качественных данных над количественными, поэтому сбор и анализ необходимой информации носит экспертный характер, и к данным процессам привлекаются, в основном, руководители высшего звена и узкоспециализированные наиболее компетентные работники. Многие авторы не рекомендуют привлекать специализированных экспертов, так как в короткое время невозможно узнать специфику конкретного рынка и конкретного предприятия. Как показывает практика, обратная тенденция привела к плохим результатам много фирм, которые надеялись в выработки стратегии организации не на свои силы и знания, а на консультационные организации. Неправильно выбранная стратегия - это не только потерянное время, но также и неправильное направление развития фирмы. Поэтому опасна как недостаточная детализация при SWOT-анализе, так и упущенный момент принятия стратегического решения из-за затянувшегося анализа.

SWOT-анализ состоит из двух матриц. Матрица первичного SWOT-анализа представлена на Рисунке 11. Ее можно заполнить, используя вышеописанную методику оценки внутренней (инновационный потенциал) и внешней среды (инновационный климат) организации. Главное преимущество такого методического подхода построения первичной матрицы – то, что описанные компоненты характеризуют всю организацию, т.е. не будут пропущены важные для анализа вопросы, но и могут быть добавлены дополнительные компоненты, характерные для данного вида бизнеса. Так во второй блок для наиболее полной оценки инновационного климата при обострении конкуренции можно внести дополнительные компоненты в виде пяти конкурентных сил по Майклу Портеру:

- Угроза появления нового конкурента;

- Уровень конкуренции в отрасли;

- Возможность поставщиков диктовать свои цены;

- Способность потребителей диктовать свои цены:

- Появление товаров субститутов.

Выделение групп компонентов для реализации проекта не позволяет сделать окончательный вывод об их влиянии на организацию. Необходимо провести анализ влияния внутренних и внешних факторов друг на друга и выявления синергетических эффектов. Поэтому производится следующая стадия SWOT-анализа – заполняется корреляционная матрица, представленная на Рисунке 14. Методика данного анализа заключается в выявлении связи между компонентами среды. Высокая оценка позволяет говорить о сильном влиянии ячейки матрицы на организацию.

Для поля силы и возможности (СиВ) высокая оценка свидетельствует о том, что компоненты инновационного потенциала позволяют развиваться организации в связи с наличием возможностей во внешней среде. Поле силы и угрозы (СиУ) при высокой оценке показывает, как преодолеть угрозы инновационного климата за счет сильных сторон организации. Для поля слабости и возможности (СлВ) высокая оценка объединяет компоненты, имеющие наибольшее значение для реализации возможностей во внешней среде, но ограниченные недостатками организации. Сильная корреляция для поля слабости и угрозы (СлУ) показывает руководству и экспертам как угрозы инновационного климата региона повлияют на существующие слабости фирмы.

Для заполнения второй матрицы можно так же использовать экспертные методы оценки. В данном случае предлагается четырехбалльная шкала: от нуля – отсутствия корреляционной связи, до трех – сильной корреляционной связи.

По итогам анализа можно оценить уровень влияния каждого поля на организацию, выявив среднюю оценку. Рассчитать ее можно по формуле:

;

где хi – оценка корреляции компонента внешней и внутренней среды, n – количество ячеек в поле.

При выявлении наиболее весомого поля корреляции внешней и внутренней среды необходимо учитывать роль компонентов и пути организационного воздействия на фирму для повышения эффективности выполнения проекта. Поэтому итоговая оценка поля только демонстрирует уровень влияния, для дальнейшего анализа необходимо разработать шаги по устранению недостатков и повышению эффективности реализации проекта.

Для каждого поля разрабатывается список мероприятий, которые позволят изменить состояние организации в нужном направлении. Первыми в этом списке должны находиться мероприятия с высокой оценкой связи между факторами. Это позволит сократить деятельность противоположной направленности, а так же более четко разрабатывать и реализовывать стратегию выполнения инвестиционного проекта.

Внешниефакторы Возможности Угрозы
1-ый фактор сильных сторон 2-ой фактор сильных сторон … Nси фактор сильных сторон 1-ый фактор слабых сторон 2-ой фактор слабых сторон … Nслфактор слабых сторон
Условные обозначения связи между факторами внутренней и внешней среды: 3 – сильная связь 2 – умеренная связь 1 – низкая связь 0 – нет связи
СиВ
СиУ
СлУ
СлВ

Рисунок 14. Корреляционная матрица SWOT-анализа

Для примера проведен анализ деятельности ООО «Термостат» созданный совместно с ИрГТУ в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данное общество занимается производством низкотемпературных полупроводниковых наноструктурированных нагревательных элементов и приборов на их основе. Проект рассматривается государственной корпорацией Роснанотех на предмет софинансирования[6]. Предприятие осуществляет свою деятельность на территории студгородка с привлечением научно-технического персонала и студентов НИ ИрГТУ. Для проведения анализ были привлеченных специалисты ООО «Термостат» и внешние эксперты. Усредненные оценки сведены в таблицы. В таблице 14 приведены оценки инновационного климата Иркутской области относительно данного предприятия.

Таблица 14

Анализ внешней среды организации

Характеристика инновационного климата региона, в котором ведет деятельность организация Возможности Угрозы
  Первый блок – оценка инновационного макроклимата (в виде формализованного STEP-анализа)    
1.1 - социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера;    
1.2 - технологическая и научно-техническая сфера;    
1.3 - экономическая и финансовая сфера или инвестиционный климат;    
1.4 - политическая и правовая сфера.    
  Второй блок – оценка инновационного микроклимата    
2.1 - зона предпринимательства, включает уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами;    
2.2 - зона инвестиций;    
2.3 - зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов;    
2.4 - зона трудовых ресурсов;    
2.5 - группы стратегического влияния.    

Оценка выставляется от 1 до 5, при этом 5 соответствует состоянию параметра, когда он позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал, а 1 – крайнее состояния, когда компонент отрицательно влияет не только на инновационный потенциал, но и на текущую производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Оценки выше трех относились к возможностям внешней среды для организации, а ниже, и включая, к угрозам.

В Таблице 15 приведены факторы внутренней среды организации, раскрывающие инновационный потенциал.

Таблица 15

Анализ внутренней среды организации

Компонента инновационного потенциала предприятия Сильные стороны Слабые стороны
  Продуктовый блок.    
1.1 Конфорка электрическая энергосберегающая    
1.2 Теплые полы энергосберегающие    
1.3 Тепловая завеса энергосберегающая    
1.4 Тепловой электроконвектор энергосберегающий    
1.5 Тепловая пушка энергосберегающая    
  Функциональный блок. Данный блок оценивается в целом по организации, но необходимо учитывать гибкость данных организационных образований для реализации инвестиционного проекта    
2.1 - Научно исследовательские опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКТР);    
2.2 - Реализация продукции, предпродажное обслуживание клиентов;    
2.3 - Производство продукции, включая изготовление крупных узлов;    
2.4 - Сервис и сопровождение продукции.    
  Ресурсный блок.    
3.1 Материально-технические ресурсы оцениваются по следующим трем компонентам:    
3.1.1 - Комплектующие, сырье, материалы, энергия;    
3.1.2 - Состояние и инфраструктура рабочего места, включая транспорт и информационные коммуникации;    
3.1.3 - Станки и оборудование, инструменты и расходные материалы.    
3.2 Трудовые ресурсы    
3.2.1 - Состав и компетентность руководства;    
3.2.2 - Состав и квалификация специалистов;    
3.2.3 - Состав и квалификация рабочих.    
3.3 Информационные ресурсы    
3.3.1 - Научно-техническая компонента, патенты и ноу-хау, уровень использования данной информации;    
3.3.2 - Экономическая информация, анализ финансово-хозяйственной деятельности;    
3.3.3 - Коммерческая информация, политика защиты информации.    
3.4 Финансовые ресурсы организации могут изменить доходность инновационного проекта, поэтому при оценке данных компонентов необходимо учитывать ход реализации проекта:    
3.4.1 - Возможность финансирования из собственных средств;    
3.4.2 - Обеспеченность оборотными средствами;    
3.4.3 - Обеспеченность средствами для выплаты заработной платы.    
  Организационный блок.    
4.1 Организационная структура    
4.1.1 - Конфигурация: звенья, пределы и уровни управления;    
4.1.2 - Функции: состав и качество разделения труда;    
4.1.3 - Качество вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных, внешних и внутренних связей;    
4.1.4 - Отношения: разделение прав и ответственности.    
4.2 Технология процессов    
4.2.1 - Прогрессивность используемых технологий и методов;    
4.2.2 - Уровень автоматизации.    
4.3 Организационная культура    
4.3.1 - Коммуникационная система и язык общения;    
4.3.2 - Традиции, опыт и вера в возможности организации у персонала;    
4.3.3 - Трудовая этика и эффективность модели мотивации трудовых ресурсов.    
  Управленческий блок оценивает эффективность работы администрации организации    
5.1 - Общее, функциональное и проектное руководство;    
5.2 - Система управления: планирование, организация, контроль, мотивация и координация.    
5.3 - Стиль управления.    

Из данных таблиц производится построение первичной матрицы SWOT-анализа. Матрица выделяет возможности и угрозы, слабые и сильные стороны организации. Данная матрица опускается т.к. не несет большого смысла.

Переходим к анализу корреляционной матрицы SWOT-анализа приведенной в Таблице 16.

Таблица 16

Корреляционная матрица SWOT-анализа

  Внешняя средаÞ Возможности Угрозы
ÜВнутренняя среда 0 – нет связи между факторами; 1 – слабая связь; 2 – умеренная связь; 3 – сильная связь. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера; Зона предпринимательства, включает уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами; Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов Зона трудовых ресурсов; Технологическая и научно-техническая сфера; Экономическая и финансовая сфера или инвестиционный климат; Политическая и правовая сфера. Зона инвестиций; Группы стратегического влияния.
Сильные стороны Реализация продукции, предпродажное обслуживание клиентов;                  
Производство продукции, включая изготовление крупных узлов;                  
Сервис и сопровождение продукции.                  
Комплектующие, сырье, материалы, энергия;                  
Состояние и инфраструктура рабочего места, включая транспорт и информационные коммуникации;                  
Состав и квалификация специалистов;                  
Научно-техническая компонента, патенты и ноу-хау, уровень использования данной информации;                  
Экономическая информация, анализ финансово-хозяйственной деятельности;                  
Коммерческая информация, политика защиты информации.                  
Обеспеченность оборотными средствами;                  
Обеспеченность средствами для выплаты заработной платы.                  
Прогрессивность используемых технологий и методов;                  
Конфорка электрическая энергосберегающая                  
Тепловая завеса энергосберегающая                  
Теплые полы энергосберегающие                  
Слабые стороны Научно исследовательские опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКТР);                  
Станки и оборудование, инструменты и расходные материалы                  
Состав и компетентность руководства;                  
Состав и квалификация рабочих.                  
Возможность финансирования из собственных средств;                  
Конфигурация: звенья, пределы и уровни управления;                  
Функции: состав и качество разделения труда;                  
Качество вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных, внешних и внутренних связей;                  
Отношения: разделение прав и ответственности.                  
Коммуникационная система и язык общения;                  
Традиции, опыт и вера в возможности организации у персонала;                  
Трудовая этика и эффективность модели мотивации трудовых ресурсов.                  
Общее, функциональное и проектное руководство;                  
Стиль управления.                  
Система управления: планирование, организация, контроль, мотивация и координация.                  
Тепловой конвектор энергосберегающий                  
Тепловая пушка энергосберегающая                  

Поле СиВ (среднее значение: 1,92) Наличие во внешней среде базового технологического ВУЗа и расположение в наиболее заселенной территории Иркутской области позволяет реализовать научно-технический потенциал организации и повысить эффективность продвижения энергосберегающих технологий на рынок, который имеет высокую потребность в связи с социально-географическим положением.

Поле СиУ (среднее значение: 1,41) Преодолеть угрозы, существующие во внешней среде, возможно за счет высокого уровня научно-технической и организационной компоненты организации.

Поле СлВ (среднее значение: 1,46) Устранения слабости в области НИОКТР и персонала позволит реализовать возможности связанные с реализацией высокотехнологической продукции в регионе.

Поле СлУ (среднее значение: 0,73) Отрицательное влияние на организацию оказывают факторы, связанные с низким уровнем финансирования НИОКР и развитием в регионе производственно-технологических мощностей.

Наибольшее влияние на организацию оказывает поле СиВ, что свидетельствует о высокой устойчивости бизнеса и хороших перспективах проекта по производству энергосберегающих тепловых приборов. Для дальнейшего формирования бизнес-плана данная информация позволит создать стратегию с учетом всех положительных и отрицательных факторов внешней и внутренней среды с учетом их взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: