Функциональный подход - заключается в постановке задачи создания функций, а затем уже их носителей. Функция проектируется, рассчитывается, моделируется под конкретные численно-определённые потребности. Носители рассматриваются как досадная неизбежность и форма отвлечения минимально-необходимой стоимости.
Функциональный подход опирается на три постулата:
А) потребителю нужно не изделие а его полезные функции.
Б) идеальное изделие - это такое, которого нет, но его функции выполняются.
В) в любом изделии можно делать дополнительно полезные функции.
Противозатратный подход - состоит в сознательных ограничениях, накладываемых аналитиком на расходование любых средств как своих собственных. Поэтому на вопросы: кому это нужно? Чья это потребность? Кто хозяин? Чьи затраты и убытки? Аналитик отвечает: мне, моя, я, мои.
Четыре постулата этого подхода:
А) Всё существующее вокруг - это различные формы существования затрат на разные функции.
Б) Затраты на любую функцию могут быть меньше, чем мы способны себе представить.
В) В любом объекте всегда имеются излишние затраты.
Г) Совершенствование объекта должно происходить как процесс достижения ранее заданных предельно допустимых или минимально необходимых затрат.
Системный подход - проявляется в том, что аналитик руководствуется методической системой чётко сформулированных правил, законов, эвристических приёмов, позволяющих с неизбежностью понять анализируемую систему и изучить её.
Коллективный подход - состоит в комплексном использовании различных знаний, необходимых для решения поставленной задачи.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА
Потребность - желание или их совокупность, формирующие необходимость получения и удовлетворения, и проявления как побудительных мотивов поведения людей, то есть потребителей. Потребность потребителей в конечном счёте выражается необходимостью получения требуемых функций.
Функции - это действия, направленные на достижение цели, реализацию потребностей.
Носители функций - материальные системы, изделия, участвующие в реализации функций, т.е. выполнение определённых действий или проявление свойств.
Стоимость - конкретные затраты времени и средств на создание и функционирование систем или носителя.
Анализ ФСА - комплекс творческих приёмов, процедур и способов выполнения исследований с целью выявления целесообразности, конструктивного решения носителей, формулирования функций и определение потребностей.
4. Организация маркетинговой службы на промышленных предприятиях