Государственный долг – это сумма всех долгов государства, накопленная за период существования с учетом степени его погашения. Выделяют внутренний госдолг (займ через механизм облигаций у населения, предпринимателей, банков своей страны) и внешний (займ у других стран, иностранных фирм, банков, международных организаций).
Дефицит госбюджета и государственный долг: традиционная точка зрения заключается в необходимости покрытия растущего дефицита госбюджета ростом налоговых сборов. Значит, надо повышать налоги, чтобы не было дефицита? Но такая мера явно непопулярна и приведет не только к росту социальной напряженности, но и к нейтрализации эффекта от стимулирующей фискальной политики. Последнее положение доказано лауреатом Нобелевской премии Трюгве Хаавельмо. Его выводы так и получили название – «теорема Хаавельмо»: если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Иными словами, в экономике в конечном итоге нет роста. В связи со спорами экономистов по поводу разрешения противоречия между доходами казны (налогами) и расходами (госзакупками) выделяют 4 способа финансирования дефицита госбюджета:
Ø за счет роста налогов;
Ø за счет денежного финансирования (эмиссии);
Ø за счет продажи активов (земли, предприятий госсектора, золота и др).;
Ø долговое финансирование (продажа облигаций через Нацбанк физическим и юридическим лицам).
Обычно правительства применяют второй и четвертый способы, так как эмиссия всегда ведет к ускорению инфляции, с которой потом труднее бороться, а продажа госсобственности используется в крайнем случае.
Взгляды экономистов на дефицит и госдолг можно разбить на два подхода: традиционный (в рамках неоклассического синтеза) и Барро-рикардианский (от фамилий экономистов Р. Барроу и Д. Рикардо). Традиционный подход предусматривает оценку кратко- и долгосрочных последствий роста бюджетного дефицита в рамках модели IS–LM–BP (сдвиг IS по действием налогов или госрасходов, влияние на чистый экспорт и приток иностранного капитала, эффект так называемого «вытеснения») (рисунки 6.1 и 6.2).
Рисунок 6.1 – Стимулирующая фискальная политика в малой открытой экономике с низкой мобильностью капитала и