И геометрических фигур (4ч.)

Тема 1. Особенности представлений детей о величине предметов

В раннем и дошкольном возрасте

Цель: углубить знания студентов о содержании понятия величины, особенностях представлений детей о размерах предметов. Развивать у студентов умение применять материалы психолого-педагогической литературы, собственных наблюдений.

Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятия “величина”. Величина как всеобщее свойство.

2.Матема­тическое понятие величины. Скалярные величины (длина, объем, площадь, масса и др.), векторные величины (сила, скорость, время и др.). Основные свойства однородных величин (сравнимость, отно­сительность, изменчивость).

3. Способы сравнения величин (непосредственные: наложение, приложение; опосредованные: «на глаз», измерение).

4.Этапы развития представлений детей о величине предметов в разных возрастных группах.

Методические указания

Студенты должны усвоить, что развитие представлений дошкольников о величине предметов происходит на сенсорной основе. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Тема 2. Особенности представлений детей об измерении величин

Цель: углубить знания студентов об измерении величин и особенностях развития представлений детей об измерении предметов. Развивать у студентов умение применять условные мерки в практической деятельности по измерению величин.

Вопросы для обсуждения

2. Особенности представлений о размерах предметов: дифференцирование трех измерений, упорядочивание предметов по размерам, установление транзитивных отношений.

3. Своеобразие знаний детей о способах и мерах измерения длины и объема.

4. Особенности измерительных действий детей.

Методические указания

В процессе подготовки к занятию студенты должны усвоить, что практическая и игровая деятельность детей является основой для ознакомления с простейшими способами различных измерений, что уточнение детских представлений в процессе измерений связано с развитием зрительного восприятия, включением обследовательских действий, активизацией речи и мышления. Сенсорные, мыслительные и речевые процессы тесно взаимодействуют друг с другом.

Тема 3, 4. Особенности представлений детей о форме предметов

и геометрических фигур (4ч.)

Цель: расширить и углубить знания студентов об особенностях восприятия предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения.

1. Особенности восприятия детьми формы предметов, плоских и пространственных геометрических фигур.

2. Обследовательские действия и их роль в познании формы.

3. Роль слова в восприятии и формировании представлений о форме.

4. Развитие эталонных представлений о форме предметов. Уровни развития геометрического мышления (А.А.Столяр, А.М. Пышкало).

5. Обучение умению различать и называть плоские и пространственные геометрические фигуры.

6. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических по количеству углов, сторон, их измерение. Формирование понимания инвариантности геометрических фигур. Трансфигурация геометрических фигур.

7. Этапы ознакомления детей с формой предметов и геометрических фигур в разных возрастных группах.

8. Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим материалом для интеллектуального развития дошкольников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: