Тема 1. Особенности представлений детей о величине предметов
В раннем и дошкольном возрасте
Цель: углубить знания студентов о содержании понятия величины, особенностях представлений детей о размерах предметов. Развивать у студентов умение применять материалы психолого-педагогической литературы, собственных наблюдений.
Вопросы для обсуждения
1. Содержание понятия “величина”. Величина как всеобщее свойство.
2.Математическое понятие величины. Скалярные величины (длина, объем, площадь, масса и др.), векторные величины (сила, скорость, время и др.). Основные свойства однородных величин (сравнимость, относительность, изменчивость).
3. Способы сравнения величин (непосредственные: наложение, приложение; опосредованные: «на глаз», измерение).
4.Этапы развития представлений детей о величине предметов в разных возрастных группах.
Методические указания
Студенты должны усвоить, что развитие представлений дошкольников о величине предметов происходит на сенсорной основе. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
|
|
Тема 2. Особенности представлений детей об измерении величин
Цель: углубить знания студентов об измерении величин и особенностях развития представлений детей об измерении предметов. Развивать у студентов умение применять условные мерки в практической деятельности по измерению величин.
Вопросы для обсуждения
2. Особенности представлений о размерах предметов: дифференцирование трех измерений, упорядочивание предметов по размерам, установление транзитивных отношений.
3. Своеобразие знаний детей о способах и мерах измерения длины и объема.
4. Особенности измерительных действий детей.
Методические указания
В процессе подготовки к занятию студенты должны усвоить, что практическая и игровая деятельность детей является основой для ознакомления с простейшими способами различных измерений, что уточнение детских представлений в процессе измерений связано с развитием зрительного восприятия, включением обследовательских действий, активизацией речи и мышления. Сенсорные, мыслительные и речевые процессы тесно взаимодействуют друг с другом.
Тема 3, 4. Особенности представлений детей о форме предметов
и геометрических фигур (4ч.)
Цель: расширить и углубить знания студентов об особенностях восприятия предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста.
|
|
Вопросы для обсуждения.
1. Особенности восприятия детьми формы предметов, плоских и пространственных геометрических фигур.
2. Обследовательские действия и их роль в познании формы.
3. Роль слова в восприятии и формировании представлений о форме.
4. Развитие эталонных представлений о форме предметов. Уровни развития геометрического мышления (А.А.Столяр, А.М. Пышкало).
5. Обучение умению различать и называть плоские и пространственные геометрические фигуры.
6. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических по количеству углов, сторон, их измерение. Формирование понимания инвариантности геометрических фигур. Трансфигурация геометрических фигур.
7. Этапы ознакомления детей с формой предметов и геометрических фигур в разных возрастных группах.
8. Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим материалом для интеллектуального развития дошкольников