«Философия написана в грандиозной книге Вселенной, которая открыта нашему пристальному взгляду. Но понять эту книгу может лишь тот, кто научился понимать ее язык и знаки, которыми она изложена. Написана же она на языке математики»
Галилей
В предыдущей главе говорилось об алхимических трансформациях, где под внешними переходами различных видов веществ один в другой мыслятся процессы путешествия сознания и духа. Такие трансформации полностью «геометричны».
В одном из древних трактатов по алхимии сказано: «Опиши окружностью мужчину и женщину, ее опиши квадратом, его треугольником, опиши окружностью и ты получишь философский камень. Опиши окружностью мужчину и женщину, от которой возникает четырехугольное тело с равными сторонами; получи из этого треугольник, касающийся со всех сторон круглой сферы: тогда возникнет камень. Если эта важная весть не озарит твой ум немедленно, то знай, что ты будешь понимать все, если поймешь теорию геометрии».
Алхимическая трансформация
Активное сознавание творческого самообновления, участие в нем создает основу всей алхимической активности. Алхимия — это сознательная трансмутация одного элемента в другой. Посредством слов поэт преобразует чувство в песню, своей любовью влюбленный превращает возлюбленную в высшее существо.
В каждом психическом процессе человеческого организма непрерывно существует алхимизация — превращение чувственных впечатлений в психическое восприятие, и наоборот. Природа многообразна и способна к преобразованию, ее стремление к изменению предстает перед человеческим оком как череда символов
Алхимические диаграммы основаны на сакральных геометрических формах, обнаруживая целостную внутреннюю взаимосвязь между элементами и качествами природы. Сама алхимия определяет процессы сознания как подъем до состояния целостного осознавания.
Эта древняя практика содействует активному восприятию человека в полноте элементов, из которых он состоит, с которыми связан и сознательно взаимодействует в процессе взаимного преобразования. Полнота этого динамизма описывает природу мироздания как органическое развивающееся целое.
Гармонии, обнаруженные древними алхимиками, справедливы и для чисто химического похода в науке. Среди химических соединений чаще всего попадаются такие, в формулах которых преобладают числа 1, 2, 3, 5, 8. Среди возможных соотношений атомов в соединениях, количество которых практически безгранично, наиболее часто встречаются числа золотого ряда Фибоначчи! Например, изучение процесса окисления подтверждает «господство» золотой пропорции во Вселенной.
При окислении урана состав образующихся окислов изменяется не непрерывно, а скачкообразно: от одного устойчивого соединения с многочисленным соотношением атомов к другому.
Между окислами урана U02 и U03 находится ряд промежуточных соединений, состав которых описывается формулами: U205, U308, Отношения атомов равны отношениям чисел Фибоначчи, расположенным через одно. Такое отношение в своем пределе стремится к квадрату золотой пропорции.
Более того, для любителей химии можно сообщить, что каждый из указанных окислов урана можно представить в виде суммы двух граничных окислов ряда U02 и U03, взятых в различных пропорциях:
- коэффициенты перед U02 и U03 отвечают расположенным
рядом числам золотого ряда. Аналогичный состав имеют окислы хрома и многие другие.
Существует особая отрасль эзотерического знания — сакральная химия, неразрывно связанная с алхимическими построениями священной геометрии и непосредственно вытекающая из синтеза этих дисциплин: алхимии и геометрии. Однако подробное рассмотрение положений сакральной химии выходит за рамки данного труда, поэтому здесь мы просто ограничимся некоторыми замечаниями из этой не менее интересной области.
Соединение. (Рисунок из гностической книги. 1616 год).
ПРОГРЕССИЯ
«Сравнение всегда эстетично, всегда держится фигуры»
М. Хайдеггер «Бытие и время»
Под прогрессией понимается символическое медитативное путешествие, связанное с процессом проявления. Такой процесс есть метафизический структурный принцип. Символические прогрессивные системы подтверждаются фактами человеческого развития, указывая путь творческой жизни, суть которой — сознательное созвучие человека с космическими ритмами, чтобы его ежедневная жизнь смогла стать многогранным выражением принципа гармонии. Таким образом, практика прогресии предлагает действенное средство тренировки духа. Ниже показана методика этой формы геометрической медитации.
1. Круг представляет Единство. Все точки расположены на одинаковом расстоянии от центра. Он также символизирует пустоту; семя, содержащее в себе импульс творения, идею зародыша, расширения и утверждения с помощью воли. Это первое, изначальное состояние всех вещей, Начало.
2. Первый шаг в проявлении — дифференциация (различение). Круг делится в центре на две части. Космическая идея готовится к самовоспроизводству. Это Логос.
3. Поскольку круг начал делиться, образуются новые точки излучения. Область из двух внутренних кругов равняется половине внешнего; окружность их обоих идентична последнему. Таким образом получается парадокс, свидетельствующий об объединении чисел 2 и 1. Не может быть второго без первого, 2 без 1, двоицы без единицы. Этот синтез и
взаимодействие противоположностей как единства показан в китайском символе инь-ян.
Формы излучающих энергию фигур могут быть различными, но круг стоит на первом месте — как наиболее мощный генератор.
4. Теперь нарисуем тангенциальные дуги от верхних и нижних точек, приняв их за центры. Получится уже известная нам фигура Vesica Piscis
Это Единство, становящееся Дуальностью. Отношения, созданные этими двумя кругами, соответствуют отношениям между правиль-
ными многоугольниками и особенно подходят для решения геометрической задачи квадратуры круга, что есть наиболее изящная геометрическая аналогия бесконечно проявляющейся идеи. Вариант этого символа в зодиакальном знаке Рыб:
Существуют метафизические корреляции между Рыбами, Vesica Piscis и Христом. Они символически выражаются как л/3, л/2, л/5; треугольником, квадратом и пятиугольником соответственно.
л/3 представляет творческую идею, л/2 представляет первую дуальность, л/5 — проявленная творческая идея. Первые правильные фигуры, получающиеся в результате 2-мерного деления пространства, — это как раз треугольник, квадрат и пятиугольник. После них идут шестиугольник, восьмиугольник, десятиугольник, двенадцатиугольник и так далее.
5. В этой замкнутой системе дифференциация есть постоянный импульс. Каждая форма как бы надавливает на другую, выталкивая всю структуру вовне.
6. Здесь мы видим первую органическую систему, пятиугольную симметрию, часто проявляющуюся во многих формах жизни.
Точки, созданные пересечениями линий в пределах круга образуют пятикратный символ отношения, известный как пятиугольник.
7. Подобно всем правильным многоугольникам, пятиугольник наполнен многочисленными внутренними корреляциями. Напротив каждой стороны находится точка; каждая диагональ, соединяющая две стороны, связана золотой пропорцией с любой из сторон, которые соединяет. Такой вид пятиугольной симметрии очень распространен в повседневной жизни.
8. Получается пентаграмма. Она представляет первое гармоническое разделение, полученное в результате дифференцирования. На протяжении веков пентаграмма служила мощным мистическим символом. Она выражает типичные конфигурации и отношения, которые бесконечно проявляются вокруг нас, — в результате взаимодействия точек, порождающих бесконечные жизненные формы. Как указывалось выше, каждая внутренняя диагональная линия связана золотой пропорцией с внешней стороной. Золотая пропорция — одно из постоянных, несоизмеримых отношений, которые управляют творением.
9. На следующем этапе возникает фигура, которая представляет второй порядок дифференциации, второго гармонического разделения. Каждая сторона разделена пополам, все получившиеся внутренние точки соединены между собой. Симметрия порождает симметрию. Отец порождает сына. Этот процесс известен в сакральной геометрии как рекурсия. Он может происходить в любом масштабе, на любом уровне. Эта форма показывает также образование многих пра-
вильных и полуправильных многоугольников. Она есть важнейшее изображение для медитаций, по своей энергетике схожа с мандалой. Внутри данной фигуры содержится 30 разносторонних треугольников, которые символизируют 30° каждого из 12 домов Зодиака, идеализированную последовательность 30 дней в каждом из 12 месяцев.
Исследователь Дэн Радъ-ярд указывал на интегральную функцию астрологии и
Пентаграмма — изображение для медитации
ее взаимосвязь с сакральными геометрическими формами: «Главный символ личности — это мандала: магический круг, содержащий крест, либо другую форму, имеющую в основе число четыре. Таким символом является Зодиак — и типичная квадратура астрологического чертежа (квадрат). Вся астрология, связанная с рождением, — это практическое использование «квадратуры круга», сознательного пути, Дао.
Во все времена люди пытались решить проблему квадратуры круга, то есть построить квадрат, имеющий ту же площадь, что и заданный круг. Мистический смысл этой древней задачи заключается в том, что решив ее без помощи измерительных приспособлений, адепт постигает равнозначность Земли и Неба, Пространства и Времени, Человека и Вселенной.
Подход к этой проблеме в сакральной геометрии характеризуется оригинальной методикой.
Учетверенное Д-А-О дает двенадцать знаков астрологии (3x4= 12). Каждая схема рождения является мандалой индивидуальной жизни. Она представляет детальный план процесса индивидуализации для данной конкретной личности. Следовать ей с пониманием — это значит следовать сознательным путем, путем активной целостности, это путь активного осуществления целостности существа, которое и есть истинная Личность».
10. Одна из двух возможных трехмерных проекций многогранника — додекаэдр. Двухмерное дифференцирование порождает трехмерное проявление.
11. Додекаэдр исторически символизирует концепцию пятого элемента, эфира, или Вселенной. Эта фигура представляет совершенное объединение бесконечного и конечного, сферы и куба, круга и квадрата. Он сопрягается с икосаэдром; который имеет 20 граней и 12 вертикалей. Додекаэдр имеет 12 граней и 20 вертикалей. Каждая форма может легко быть преобразована в другую.
Так как каждая группа 2-мерных кругов порождает 2-мерные многоугольники, которые в свою очередь порождают 3-мерные многоугольники, каждая группа 3-мерных сфер генерирует 4-мерные многоугольники, известные как политопы. Четвертое измерение
представляет собой угловой перпендикуляр к другим трем, выражаемым в геометрии как координаты X, Y и Z. Часто этой четвертой координатой считается время. Другая возможная интерпретация — пространственная, понимаемая в терминах масштаба.
4-мерные многоугольники, когда они осоз-
наются в 3-мерном пространстве вследствие ограниченности нашего трехмерного мира довольно сложны. Известный пример — гиперкуб, который мог бы быть представлен как меньший куб, вписанный в больший, или куб. развертка которого представляется трехмерной (см. рис.).
Как можно визуализировать четырехмерные объекты в трехмерном пространстве? Сначала рассмотрим, как выглядели бы трехмерные объекты в двухмерном мире. Шар выглядел бы кругом, пирамида — треугольником. Куб представал бы в виде квадрата.
Другие измерения куба для обитателей двухмерной плоскости были бы скрыты. Более того, если двигать куб в этом, невидимого для жителей плоскости, направлении, то он через некоторое время бы скрылся от них. Куб висел бы приподнятым над плоскостью, не пересекаясь с ней, следовательно, для двухмерного мира он как бы переставал существовать. Чтобы полностью оценить красоту куба, потребовалось бы множество таких двухмерных миров, один над другим, чтобы все вместе они образовали третье измерение.
В «Тимее» говорится: «Бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде. Так он сопряг их, пост-роя из них небо, видимое и осязаемое. На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самотождественность не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил. При этом каждая из четырех частей вошла в состав космоса целиком: устроитель составил его из всего огня, из всей воды, и воздуха, и земли, не оставив за пределами космоса ни единой их части или силы».
Визуализация трехмерных форм происходит здесь как проекция. Проекция — популярный метод для составления карт. Например флаг Организации Объединенных Наций создан в результате проекции земного шара (глобуса) на плоскость.
Правильные многогранники строятся из правильных многоугольников; правильные 4-мерные фигуры строятся из правильных многогранников. Существуют пять правильных многогранников:
- тетраэдр, построенный из 4 равносторонних треугольников;
- куб, построенный из 6 квадратов;
- октаэдр, построенный из 8 равносторонних треугольников;
- додекаэдр, построенный из 12 правильных пятиугольников;
- икосаэдр, построенный из 20 равносторонних треугольников
Существуют только шесть четырехмерных правильных многогранников. Это:
- четырехмерный симвлекс, построенный из 5 тетраэдров (3 тетраэдра имеют общую грань).
- гиперкуб, построенный из 8 кубов (3 куба соприкасаются гранью).
- 16-камерник, построенный из шестнадцати тетраэдров (каждые четыре тетраэдра имеют общую грань).
- 24-камерник, построенный из 24 октаэдров (каждые три октаэдра имеют общую грань).
- 120-камерник, построенный из 120 додекаэдров (каждые три додекаэдра имеют общую грань).
- 600-камерник, построенный из 600 тетраэдров (каждые пять тетраэдров имеют общую грань).
Для примера рассмотрим проекции гиперкуба. Каждое из последующих изображений получено в результате вращения гиперкуба. Штрих-пунктирность линий обозначает мнимость проявления этой фигуры в трехмерном мире.
Следующая последовательность образов — разрезание гиперкуба по трем измерениям. Поскольку гиперкуб проходит через наш трехмерный мир, он сначала растет, а затем сжимается. Это процесс, аналогичный
разрезанию куба на плоскости, о чем говорилось ранее.
Существует теория, в соответствие с которой под четвертой координатой понимается сферическая оболочка. Поверхность сферы всегда остается перпендикулярной трем пространственным осям, независимо от величины ее диаметра при любых эволюци-ях прямоугольной системы координат. Эта концепция позволяет понять суть энергетической инверсии во Вселенной. Решению этой проблемы посвятили многие годы жизни Циолковский и Ощеп-ков. Концепция Циолковского наглядно показывает отсутствие
тепловой смерти вследствие протекания круговых обменных процессов, позволяющих структуре оставаться вечно юной
Круговая структура небесных процессов взаимного обмена энергия отмечалась еще в древних «Потаенных книгах о вознесении Еноха Праведного»: «И когда проходит [луна] через западные ворота, возвращается к восточным вместе со светом своим. И так двигается день и ночь по кругу, который подобен небесному; и есть колесница, на которую восходит она». О круге небесном говорилось и в апокрифическом сочинении «Месяца сентября в 8-й день Рождества Святой и преславной Богородицы Марии»: «И [вот] Иосиф, [который уже готов был идти, вдруг замер и] не пошел. И [стоял он как вкопанный] и смотрел на небо, и видел круг небесный стоящим» (Л. 18 А). Так называемые негэнтропийные процессы происходят в левом созидающем пространстве, обладающим женским признаком пола. Древние египтяне также утверждали, что ни один смертный не сможет приподнять покрывало Исиды и увидеть ее лицо. В древнекитайской философии дао женское начало инь называлось таинственным, поглощающим.
Человечество, мир людей, представлено додекаэдром и пятиугольником. Икосаэдр, если его рассматривать под определенными внутренними углами, понимается как эннеаграмма, мистический символ большой силы, о котором будет рассказано несколько позднее. Любое целое число, поделенное на 7, будет содержать следующую числовую прогрессию, стоящую обычно после запятой: 142857...
Следующий шаг за этим, связывающий визуальное гармоническое деление и пропорцию с музыкой и звуком, — музыка, понимаемая как сакральная геометрия звука. От геометрических форм неотделимы тонкие вибрации, которые помогают усилить их мощность. Внутреннюю динамику любой фигуры нельзя понять отдельно от системы звуковой динамики поскольку звук и рисунок объединяются, образуя совершенное определение Божественного. Комплекс форма-звук — это формула, связывающая дух и материю. Такой комплекс проявляется в своей микроструктуре как формы и вибрации, которые можно свести, в их окончательном виде, к произносимому и затем к написанному слову.
Звук во многих религиях выступает как слышимый образ формы. Это находит отражение в мировых языках: посмотрим связь терминов «форма» и «музыка» как сакральных лингвоединиц, связанных с геометрией слова.
"Форма"
"Музыка, слово"
латынь forma
древнеанглийский dream
древневерхненемецкий bilidi
литовский biloti ("говорить")
индоевропейский *tel-
индоевропейский *tel-
готский laudi
латынь rudere ("звучать")
древнеанглийский ling ("образ")
греческий Xeyiv ("говорить")
албанский traite
литовский tarti ("говорить")
Кеплер пробовал связать многоугольники с относительными орбитами планет, известных в то время (Земля, например, связывалась с додекаэдром), и коррелировать их по отношению к музыкальным частотам, звук которых создает приятную гармонию. В этой гармонии мы были рождены и пребываем поныне. Душа, или духовная сущность материального тела, источает музыкальную гармонию. Это подобно понятию музыкальной ауры, и эта гармония следует из гармонических энергетических колебаний. Она связывает вместе молекулы вещества, и они образуют различные структуры.
Квантовая физика и восточные мистические учения придерживаются представлений о существовании энергетических полей, которые состоят из молекул. Эти молекулы вибрируют, даруют форму проявленной материи. Наблюдение за вещами с таких позиций внушает благоговейное отношение к действительности, поскольку вся Вселенная видится собранием молекул, образующих обширную Божественную матрицу бытия. Эта матрица постоянно вибрирует энергетическими полями, придающими ей единство и гармоничность характеристик. Образуется среда для распространения энергии. Все это свидетельствует о единстве всех вещей. Более подробно о сакральной геометрии звука — ниже, но сначала рассмотрим необходимые для постижения священной геометрии нумерологические соответствия.
Музыкальная шкала планет (из «Harmonia Mundi» И. Кеплера, 1619 г.)