Структуры алгоритмов: Линейные, ветвления, циклические структуры

Набор отдельных операторов в программе образует управляющую структуру. Набор управляющих структур образует программу. Принято выделять три фундаментальные структуры, с помощью которых конструи­руются программы. Это последовательное выполнение, ветвление и по­вторение.

Линейные алгоритмы.

Наиболее простой из трех основных управляющих структур - это по­следовательное выполнение (линейные алгоритмы).

Алгоритм линейной структуры характерен тем, что каждый блок (шаг) выполняешься, безусловно и однократно. Управление в программе пе­редается в порядке возрастания номеров строк и ни одна строка не про­пускается и ни одна строка не выполняется дважды.

Линейные алгоритмы на практике встречаются крайне редко, они, как правило, являются частью более сложного алгоритма.

Алгоритмы ветвления.

Альтернатива (развилка) возникает тогда, когда в зависимости от ис­ходных данных или полученных результатов дальнейших ход процесса следует по тому или иному пути, т.е. мы встречаемся с логическим анали­зом.

Во всех алгоритмических языках имеются операторы, точно отражаю­щие эту структуру управления. Организация разветвления в программе на языке Бейсик или Паскале осуществляется оператором условного перехода IF / THEN / ELSE, имеющем модификации.

Оператор записывается в общем виде так:

IF <условие> THEN <действие1> E1SE <действие2>

Выполнение оператора начинается с вычисления значения выражения, т.е. с проверки условия:

Если выражение имеет значение "истина", то выполняется последова­тельность операторов стоящая после служебного слова THEN (действие1), а затем операторы в последующей программной строке, иначе выполняют­ся операторы, записанные после служебного слова ELSE (действие2).

Если оператор записан так:

IF<условие> THEN <действие>

то он выполняется следующим образом:

Если условие оказывается истинным, то выполняются операторы, стоя­щие после THEN (действие), если условие не выполняется, то происходит переход к следующей программной строке.

Пример программы на Паскаль с использованием Алгоритма ветвления:

Вводится число и проверяется, равно ли оно заранее задуманному числу 5.

Program ygaday;

Label 1;

Var x,a:integer;

Begin

x:=5;

1: Write('vvedi 4islo (0-9):');readln(a);

IF A<X THEN writeln('4islo doljno bit bolwe!');

IF A>X THEN writeln('4islo doljno bit men`we!');

IF A<>X THEN goto 1;

Writeln('Ygadali!!!');

End.

Очень важно предусмотреть в алгоритме все возможные варианты, не смотря на то, что в каждом отдельном случае решение задачи идет по одному пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: