Program sort2;
const n=10;
var a: array [1..n] of integer;
i, k, c: integer;
begin
for i:=1 to n do readln(a[i]);
for i:=1 to n-1 do
for k:=1 to n-i do
if a[k]>a[k+1] then begin c:=a[k];
a[k]:=a[k+1];
a[k+1]:=c;
end;
for i:=1 to n do writeln(a[i]);
еnd.
Двухмерные массивы.
Описание двумерного массива определяет имя, размер массива (количество строк и столбцов) и базовый тип. Формат описания в разделе переменных:
Var <имя маcсива >: array [<тип индекса1>, <тип индекса2>] of <базовый тип>;
Двумерный массив — массив, у которого положение каждого элемента характеризуется двумя числами, первое из них определяет номер строки, второе – номер столбца, на пересечении которых находится элемент. Он так же, как и одномерный массив, состоит из значений одного типа. В двумерных массивах хранятся значения прямоугольных таблиц. Примеры описания двумерных массивов:
Var С: array [1..5, 1..10] of real;
R1, R2: array [0..10, 1..365] of char;
Sim: array [1..20, 1..10] of string[20];
Const M=10; N=20;
Var X, S: array [1..M, 1..N] of byte;
1. Организация данных в виде массивов помогает нам решать многие задачи. Вот еще одна: разработать программу, обслуживающую шахматный турнир.
В одиночных соревнованиях каждый участник имеет один результат, поэтому данные о результатах соревнований удобно хранить в знакомых нам массивах. Игровой турнир предполагает встречи участников друг с другом, при этом каждый участник имеет столько результатов, со сколькими соперниками он встречался.
Обычно результаты турниров заносятся в турнирные таблицы. Средством обработки таких таблиц в языках программирования служат двумерные массивы.
2. Описание двумерного массива в языке паскаль записывается так:
<Имя_массива>: array[<n1>..<n2>,<k1>..<k2>] of [<тип>]
где строки таблицы имеют номера с n1 по n2, а столбцы - с k1 по k2. Запись <Имя_массива>[n,k] указывает на элемент, стоящий на пересечении n-й строки и k-го столбца. Например, описание
Tab: array[1..10,1..15] of Integer
задает таблицу из 10 строк и 15 столбцов (всего 10 х 15 = 150 элементов), состоящую из целых чисел. Tab[3,5] указывает на 5-й элемент в 3-й строке.
Турнирную таблицу для N участников удобно хранить в двумерном массиве N x N типа Real, т.к. результатом шахматной партии для каждого участника может быть победа (1 очко),
поражение (0 очков) или ничья (0.5 очка). Вот описание таблицы:
Tab: array[1..N,1..N] of Real.
3. Для простоты не будем пока рассматривать фамилии участников, а будем различать их по номерам. Вводить результаты встреч будем в таком виде: номер первого участника, номер второго участника, результат первого участника (количество очков). Понятно, что одна встреча приводит к заполнению сразу двух элементов таблицы. Так будет выглядеть фрагмент программы, предназначенный для ввода результата одной встречи:
writeln('Введите номера участников встречи');
readln(n1,n2);
writeln('Сколько очков у участника ',n1,'?');
readln(Tab[n1,n2]);
Tab[n2,n1]:= 1-Tab[n1,n2];
4. Эти действия нужно повторять столько раз, сколько встреч состоится в турнире. Если все запланированные встречи состоятся, то их количество можно сосчитать по формуле n(n-1) - подумайте, почему. Однако, может случиться, что по каким-то причинам часть встреч не состоится, а какие-то будут сыграны дважды. Поэтому удобнее как-то обозначить окончание ввода данных в программе, например, после каждой встречи выяснять, будут ли еще вводиться данные. Вот фрагмент программы, предназначенный для ввода результатов всех встреч турнира:
kon:= 'Д';
while kon <> 'Н' do
begin
writeln('Введите номера участников встречи');
readln(n1,n2);
writeln('Сколько очков у участника ',n1,'?');
readln(Tab[n1,n2]);
Tab[n2,n1]:= 1-Tab[n1,n2];
writeln('Будут ли еще встречи? (Д/Н)');
readln(kon);
end;
5. По окончании турнира нужно вывести турнирную таблицу на экран:
for i:= 1 to N do
begin
for k:= 1 to N do
write(Tab[i,k]:3:1);
writeln;
end;
7. Бывают задачи, в которых данные удобно хранить в виде трехмерного (и даже четырех- и более -мерного) массива. Например, результат встречи в футбольном турнире представляет собой не одно, а три числа - количество забитых и пропущенных мячей и количество очков (2 - победа, 0 - поражение, 1 - ничья). Такую таблицу удобно заносить в массив
Football: array[1..N,1..N,1..3] of Integer;
Элемент Football[3,5,2] содержит информацию о количестве мячей, пропущенных 3-й командой в матче с 5-й командой.
Поразмышляйте самостоятельно над процедурой ввода результатов футбольного турнира.
Работа с элементами
В математике часто используют многомерные массивы (двумерные, трехмерные и т.д.). Мы рассмотрим двумерные массивы, иначе называемые матрицами.
Например: 5 4 3 6
2 8 1 7
4 3 9 5
Данная матрица имеет размер 3 на 4, т.е. она состоит из трех строк и четырех столбцов. Если всю матрицу обозначить одним именем, например А, то каждый элемент матрицы будет иметь два индекса - А[i,j]
Здесь первый индекс i обозначает номер строки (i=1,2,3), второй индекс j - номер столбца (j=1,2,3,4).
Такую матрицу можно описать следующим образом:
1 способ:С использованием типа
Type T=array [1..3,1..4] of integer;
Var A: T;
2 способ:
Var A: array [1..3,1..4] of integer;
При решении задач с использованием двумерных массивов во всех случаях (кроме некоторых частных) организуются вложенный циклы.
Перемещение по строке:
for i:=1 to m do {внешний цикл, изменяется номер строки}
.......
for j:=1 to n do {внутренний цикл, изменяется номер столбца}
..........
Перемещение по столбцу:
for j:=1 to n do {внешний цикл, изменяется номер столбца}
.......
for i:=1 to m do {внутренний цикл, изменяется номер строки}
Перечислим базовые алгоритмы и рассмотрим каждый из них.
1. Заполнение двумерного массива:
а) по строке; б) по столбцу
2. Печать в виде таблицы.
3. Вычисление суммы элементов каждой строки и каждого столбца.
4. Поиск максимального (минимального) элементов каждой строки (столбца) и их индексов.
5. Сумма элементов массива.
6. Максимальный (минимальный) элемент массива.