Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) без согласия издательства запрещено


ПРЕДИСЛОВИЕ

Инженерно-геодезические работы являются чрезвычайно важной и неотъемлемой частью комплекса работ по изысканиям, проектирова­нию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них, аэродромов, гидромелиоративных систем, объектов лесного хо­зяйства и лесного инженерного дела. Эти работы во многом определяют как стоимость и качество строительства, так и условия последующей экс­плуатации инженерных объектов.

На современном этапе развития научно-технического прогресса про­исходят фундаментальные изменения технологии и методов проект-но-изыскательских работ и строительства инженерных объектов, что на­ходит отражение в изменении состава и методов производства инженер­но-геодезических работ, а также в качественном изменении парка ис­пользуемого геодезического оборудования. Так, в проектно-изыскательс-ких и строительных процессах все более широкое применение находят системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизиро­ванные системы управления строительством (АСУС), географические информационные системы (ГИС) и т. д.

Очевидно, инженер-строитель, инженер-мелиоратор, инженер лесно­го хозяйства на современном этапе должны хорошо владеть как традици­онными методами геодезии (последние так или иначе применяются и бу­дут применяться при изысканиях, проектировании, строительстве и экс­плуатации), так и новыми высокопроизводительными методами инже­нерно-геодезических работ.

Инженер должен уметь работать как с традиционными видами инже­нерно-геодезической информации — топографическими картами и плана-ми,так и с их электронными аналогами — электронными картами (ЭК), яв­ляющимися основой ГИС, цифровыми (ЦММ) и математическими моде­лями местности (МММ), на базе которых осуществляется системное авто­матизированное проектирование инженерных объектов на уровне САПР.

При выполнении изысканий линейных инженерных объектов (авто­мобильных дорог, лесовозных дорог, каналов, трубопроводов и т. д.) для проектирования на уровне САПР исходная инженерно-геодезическая ин­формация собирается на широкой полосе варьирования конкурентоспо­собных вариантов, что приводит к резкому увеличению объемов геодези-


ческих работ. В связи с этим инженер-строитель на современном этапе развития научно-технического прогресса должен не только владеть тра­диционными методами геодезических работ и уметь работать с обычны­ми геодезическими приборами (ориентирование и измерение длин линий мерными лентами, измерение вертикальных и горизонтальных углов тео­долитами, измерение превышений между точками местности нивелира­ми, выполнение топографических съемок и т. д.), но и обязательно вла­деть различными видами аэрофотосъемок, методами наземной фотограм­метрии и электронной тахеометрии, методами спутниковой навигации, а также технологиями автоматизированной обработки результатов поле­вых измерений. Эти виды инженерно-геодезических работ позволяют максимально сократить объемы и стоимость полевых работ за счет увели­чения объемов камеральных работ при широком использовании средств автоматизации и вычислительной техники. Для выполнения инженер­но-геодезических работ широко применяют аэрофотосъемочное обору­дование, фототеодолитные комплекты, электронные тахеометры, лазер­ные приборы, регистрирующие нивелиры, свето- и радиодальномеры, стереофотограмметрическое оборудование с автоматической регистра­цией измеренных координат точек местности, ЭВМ, графопостроителей и другие средства автоматизации.

Современное строительное производство невозможно без широкого использования геодезических методов разбивки инженерных сооружений на местности, обеспечивающих высокую точность и исключающих грубые просчеты; методов оперативного контроля строительных работ и геодези­ческого управления работой строительных машин и механизмов. Для этих целей при строительстве инженерных объектов широко применяют лазер­ную технику, приборы систем спутниковой навигации и т. д.

Инженерно-геодезическое обеспечение проектно-изыскательских ра­бот, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, мостов, транс­портных тоннелей, аэродромов, гидромелиоративных систем, объектов лесного хозяйства и лесного инженерного дела имеет свои специфиче­ские особенности. Методы инженерно-геодезических работ в изыскани­ях, проектировании, строительстве и эксплуатации указанных объектов нашли отражение в учебнике.

Изложение материала в учебнике построено таким образом, чтобы максимально облегчить самостоятельную работу студентов при изуче­нии основ инженерной геодезии.

Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам кафедры гео­дезии МАДИ-ТУ доцентам А.И. Титову, В.А. Холдобаеву, старшему пре­подавателю М.Н. Барышевой за ряд ценных замечаний, высказанных по содержанию учебника, а также старшему преподавателю Е.Р. Сидорен­ко за помощь в подготовке и оформлении рукописи.

Автор


Раздел первый

ОБЩАЯ ГЕОДЕЗИЯ




double arrow
Сейчас читают про: