Теодолитные ходы замкнутые, разомкнутые и диагональные

Теодолитные ходы — геодезические построения в виде ломаных ли­ний, в которых углы измеряют полным приемом теодолита, а длины сто­рон землемерными лентами, рулетками или дальномерами.

Теодолитные ходы, как правило, прокладывают между пунктами го­сударственных геодезических сетей или сетей сгущения.

Различают теодолитные ходы разомкнутые (рис. 14.2, а), замкнутые (рис. 14.2, б), висячие (рис. 14.2, в) и системы ходов (рис. 14.2, г).

Теодолитные ходы создают методом полигонометрии, но точность измерений в теодолитном ходе существенно ниже, чем в полигонометрии 2 разряда. Теодолитные ходы в качестве съемочного обоснования неред­ко используют в закрытой местности для съемок вдоль рек, каналов, до­рог, по просекам и для съемок других линейных объектов.

При съемках объектов, занимающих относительно большие площади (мостовых переходов, аэродромов, площадок под гражданские и про­мышленные сооружения, здания и другие инженерные объекты), обычно вблизи границ съемки прокладывают замкнутые теодолитные ходыполигоны (см. рис. 14.2, б). Для работы в общей системе государственных координат полигоны привязывают к пунктам государственной геодези­ческой сети (рис. 14.2— 1). Точки теодолитных ходов и полигонов выби­рают, как правило, на возвышенных местах таким образом, чтобы между ними была обеспечена прямая видимость и чтобы с них был обеспечен максимальный обзор снимаемой территории.

Полигоны могут опираться на стороны геодезических сетей более вы­соких классов. При съемках мостовых переходов в составе титульной ав-


Рис. 14.2. Разновидности теодолитных ходов:

а — разомкнутый; б — замкнутый; в — висячий; г — система теодолитных ходов 1

пункты государственной сети; 2 — диагональный ход; 3 — узловая точка

томобильной дороги полигоны опираются на трассу автомобильной до­роги.

Если с точек замкнутого теодолитного хода — полигона не представ­ляется возможным снять все подробности местности, то внутри него мо­гут быть созданы один или несколько диагональных ходов (рис. 14.2—2).

Разомкнутые теодолитные ходы используют чаще всего для обосно­вания съемок линейных инженерных сооружений, при этом они, как пра­вило, в своих начальных и конечных точках опираются на пункты госу­дарственной геодезической сети (рис. 14.2, а). Точки разомкнутых теодо­литных ходов обычно совпадают с вершинами углов поворота трассы ли­нейного сооружения. При прокладке теодолитных ходов большой длины (например, при изысканиях автомобильных дорог), во избежание накоп­ления ошибки измерений последние периодически привязывают к бли­жайшим пунктам геодезических сетей более высокой точности.

Если разомкнутый теодолитный ход опирается на более точное обос­нование только одним своим концом, то его называют висячим (рис. 14.2, в). Такие ходы часто используют при необходимости съемки подробно­стей или объектов местности, расположенных на некотором удалении от


границ основной съемки. Во избежание накопления недопустимых оши­бок число сторон висячего хода допускают не более трех.

При съемках значительных участков местности иногда создают сие-темы теодолитных ходов (рис. 14.2, г). Точки пересечения теодолитных ходов называют узловыми точками (рис. 14.2—5).

В теодолитных ходах обычно измеряют справа по ходу лежащие углы Рь Р2> ■ • ■ > Рп с применением технических теодолитов типа 2Т-30П, 4Т-30П и т. д. Длины сторон измеряют в прямом и обратном направлениях земле­мерными лентами или рулетками, оптическими дальномерами, а в по­следнее время — светодальномерами. Если углы наклона некоторых сто­рон теодолитного хода превышают V > 2°, то измеренные наклонные рас­стояния приводят к горизонту с{ = О соз V.

При создании теодолитных ходов особенно эффективным оказывает­ся использование электронных тахеометров, а также систем спутниковой навигации «СР8».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: