double arrow

АЭРОФОТОСЪЕМОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аэрофотосъемку производят с использованием специального аэро-фотосъемочного и навигационного оборудования, устанавливаемого на самолете, вертолете или искусственном спутнике Земли. Современные аэрофотосъемочные системы — сложные устройства, состоящие из аэро­фотоаппарата (АФА), аэрофотоустановки, обычно гиростабилизирую-щей для автоматического приведения оптической оси АФА в положение, близкое к отвесному, и управляющего (командного) прибора (рис. 19.4).

Собственно сам аэрофотоаппарат АФА (рис. 19.5) объединяет три основные части: объективную— 7, камерную— 2 и кассетную— 3.

В зависимости от высоты аэрофотосъемки используют АФА с объек­тивами, имеющими различное фокусное расстояние и в связи с этим различают АФА:

короткофокусные с ^ = 50 мм; 70 мм;

среднефокусные с у* = 100 мм; 140 мм;

длиннофокусные с % = 200 мм; 350 мм; 500 мм;

сверхдлиннофокусные с /к > 500 мм.

При крупномасштабных аэросъемках обычно используют коротко­фокусные АФА, при аэрофотосъемках — среднефокусные и длиннофо­кусные и при космических съемках — сверхдлиннофокусные.






Рис. 19.4. Общий вид аэрофотоаппара­та (АФА):

/ — аэрофотоаппарат; 2 — аэрофотоустанов-ка; 3 — управляющий (командный) прибор


Рис. 19.5. Основные части аэрофотоаппа­рата АФА:

1 — объективная; 2 — камерная; 3 — кассет­ная


Экспонирующее устройство АФА обеспечивает автоматическую ус­тановку выдержки и диафрагмы в зависимости от чувствительности фо­топленки и освещенности местности.

Объектив АФА формирует резкое и геометрически правильное изо­бражение снимаемой местности в фокальной плоскости, в которой разме­щается прикладная рамка с координатными метками. Размеры приклад­ной рамки в современных АФА, определяющие формат кадра, обычно бывают 18x18, 23x23 и 30x30 см.

Наиболее часто используют АФА с форматом кадра 18x18 см. Кассе­ты, являющиеся съемной частью АФА, вмещают 60 м такой фотопленки и позволяют получать по 300 снимков. Двигательный механизм обеспе­чивает автоматическое перемещение фотопленки в ходе съемки в задан­ном режиме.

Аэрофотоустановка предназначена для крепления АФА к корпусу летательного аппарата, ориентирования положения оптической оси аэро­фотокамеры и для ее амортизации. Обычно применяют гиростабилизиру-ющие установки, автоматически обеспечивающие приведение оптиче­ской оси АФА в отвесное положение с ошибкой, не превышающей ±10'.

Управляющий (командный) прибор предназначен для дистанционно­го управления и контроля за работой основных узлов и механизмов АФА и, в частности, для открытия затвора через заданные интервалы времени для получения серии аэрофотоснимков с требуемым продольным взаим­ным перекрытием.

В состав навигационного аэрооборудования включают два типа при­боров: радиовысотомеры или лазерные высотомеры и статоскопы, кото­рые позволяют определять высоту полета летательного аппарата в мо­мент производства аэрофотосъемки. При стереофотограмметрической обработке стереопар высота полета является одной из основных характеристик, используемых для вычисления координат точек местно­сти и определения масштабов аэрофотоснимков.

Радиовысотомеры работают по принципу определения расстояний по скорости распространения радиоволн прямого и отраженного сигна­лов. Передающая часть радиовысотомера периодически, через очень ко­роткие промежутки времени излучает импульсы электромагнитных волн, которые, отражаясь от поверхности Земли, улавливаются приемной час­тью высотомера. Показания радиовысотомера фиксируются на фото­пленке.

Средняя ошибка определения высоты полета радиовысотомером со­ставляет порядка ±1,5—2,0 м. Лазерные высотомеры обеспечивают точ­ность измерения высот в пределах ±0,5—1,0 м.


Статоскопы барометрического принципа действия предназначены для определения колебаний в высоте полета летательного аппарата (воз­душные ямы, восходящие потоки).

Точность определения колебаний высоты с помощью статоскопа со­ставляет ±1,0—1,5 м.

В связи с появлением систем спутниковой навигации в настоящее время приемники «СР8» могут заменить весь комплекс навигационного оборудования аэрофотосъемок, поскольку позволяют определять в режи­ме реального времени (практически мгновенно) трехмерные координаты центра проекций (оптического центра объектива АФА), скорость лета­тельного аппарата и вектор скорости.

ПЛАНОВО-ВЫСОТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ АЭРОФОТОСЪЕМОК

Аэрофотосъемка, так же как и другие виды топографических съемок, требует создания планово-высотного обоснования, поэтому процессу летно-съемочных работ всегда предшествует комплекс наземных геоде­зических измерений по созданию геодезической основы аэросъемки.

Плановое положение контурных точек аэрофотоснимков устанавли­вают в камеральных условиях путем построения фототриангуляции. При этом в ходе полевых наземных геодезических работ устанавливают коор­динаты соответствующего числа точек местности, необходимого для со­здания фототриангуляции.

Контурные точки аэрофотоснимков, координаты которых определе­ны в результате наземных геодезических работ привязкой к пунктам го­сударственной геодезической сети, называют опознакамги

Различают опознаки плановые и высотные.

Плановые опознаки устанавливают в местах четких контуров местно­сти, легко опознаваемых на снимках, на спокойных участках рельефа и закрепляют деревянными знаками или бетонными монолитами. Число опознаков и среднее расстояние между ними зависит прежде всего от масштаба аэросъемки и рельефа местности.

Привязку плановых опознаков производят прямыми и обратными за­сечками, а также прокладкой теодолитных ходов. Возможные способы привязки плановых опознаков регламентированы в действующих руко­водствах по тахеометрическим съемкам.

Местоположение опознаков тщательно определяют и накалывают на аэрофотоснимках. Накол обводят красной тушью кружком радиусом 5 мм. На обратной стороне аэрофотоснимка составляют схему (абрис) расположения опознака по отношению к ближайшим четким контурам местности. Абрис сопровождают соответствующими поясняющими над­писями. Для обеспечения необходимой точности последующего фото-


грамметрического сгущения ошибка в определении положения опозна­ков на аэрофотоснимках не должна превышать 0,1 мм.

При производстве камеральных стереофотограмметрических работ осуществляют рисовку горизонталей и подготовку ЦММ. Для обеспече­ния этого вида камеральных топографо-геодезических работ в поле вы­полняют комплекс наземных топографических измерений по созданию высотного обоснования аэросъемок. Для этой цели получают высоты ря­да хорошо опознаваемых на аэрофотоснимках контурных точек, называе­мых высотными опознаками. Следует отметить, что при создании систе­мы плановых опознаков на местности, как правило, определяют не толь­ко их координаты в плане, но и их высоты. Таким образом, плановые опознаки одновременно являются и высотными.

Привязку высотных опознаков производят к пунктам государствен­ной нивелирной сети (или к трассе линейного сооружения) методами гео­метрического или тригонометрического нивелирования.

Высотные опознаки также закрепляют на местности стандартными деревянными столбамц, или бетонными монолитами. Часто высотные опознаки устанавливают на урезах воды рек и озер, что в ходе камераль­ной обработки дает возможность дополнительного сгущения высотной сети обоснования. Количество и точность высотных опознаков зависит от масштаба аэросъемки, рельефа местности, принятого метода обработки стереопар, а также от качества летно-съемочных работ. Ошибка в опреде­лении высот опознаков допускается не более 1/5 высоты сечения гори­зонталей для равнинного рельефа и не более 1/3 высоты сечения — для горного.

Обнаруженные на аэрофотоснимках высотные опознаки накалывают и закрепляют черной тушью кружком радиусом 5 мм. На обратной сторо­не снимка изображают абрис расположения опознака с поясняющими надписями.

В последние годы при создании планово-высотных обоснований аэросъемок стали широко применять методы наземной стереофотограм-метрии (фототеодолитные съемки).

Опознанные на аэрофотоснимках пункты государственной геодези­ческой сети закрепляют тушью в виде красного треугольника со стороной 10 мм.

При использовании приемников спутниковой навигации «ОР8» гео­дезического класса точности при создании геодезического обоснования отпадает необходимость привязки опознаков к пунктам государственной геодезической сети, поскольку плановые и высотные координаты опозна­ков легко определяются через орбитальный комплекс навигационных ис­кусственных спутников Земли, являющихся по сути подвижными анало­гами пунктов государственной геодезической сети.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: