Элементы поперечных профилей

Поперечный профиль — это сечение автомобильной дороги верти­кальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси.

На верхней части земляного полотна находится проезжая часть, т. е. та полоса, на которой устраивают дорожную одежду и непосредственно по которой происходит движение автотранспорта (рис. 24.3, а). На авто­магистралях проезжую часть устраивают раздельно для обеспечения дви­жения автомобилей в каждом направлении, предусматривая сооружение между ними разделительной полосы (рис. 24.3, б).



а) б)

Р и с. 24.3. Элементы поперечного профиля автомобильных дорог:

а — с одной проезжей частью; б — с двумя проезжими частями и разделительной полосой:

/ — земляное полотно; 2 — обочина; 3 — проезжая часть; 4 — внутренний откос боковой

канавы; 5 — бровка насыпи; 6 — кромка проезжей части; 7 — ось проезжей части; 8 — ось

дороги; 9 — укрепленная полоса; 10 — внешний откос боковой канавы; 11 — откос насыпи;

12 —разделительная полоса

По бокам к проезжей части примыкают обочины — полосы земляного полотна, предназначенные для временной стоянки автомобилей, разме­щения дорожно-строительных материалов во время дорожных ремонт­ных работ и способствующие безопасности движения. Вдоль проезжей части на обочинах устраивают укрепленные полосы, предназначенные для предотвращения разрушения кромки проезжей части при случайных съездах колес автомобилей с проезжей части и позволяющие полностью использовать проезжую часть для проезда автомобилей.

Для обеспечения стока воды с верхней части земляного полотна, про­езжей части и обочинам придают поперечные уклоны в обе стороны от оси дороги к бровкам земляного полотна. При устройстве виражей на за­круглениях верхней части полотна автомобильных дорог придают одно­сторонний поперечный уклон, направленный в сторону центра закругле­ния.

Проезжая часть и обочины примыкают к прилегающей местности правильно спланированными плоскостями — откосами, крутизну кото­рых назначают в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки; обеспечения незаносимости дороги снегом; гармоничного сочетания ее с прилегающим ландшафтом; обеспечения безопасности движения устой­чивости откосов и экономических соображений. Обычная крутизна отко­сов насыпей и выемок лежит в пределах от 1:1,5 до 1:4. При разработке земляного полотна в прочных скальных грунтах крутизна откосов может быть увеличена до 1:0,2, а внешних откосов мелких выемок для обеспече­ния переноса снега наоборот уменьшена до 1:5 и менее.

Поперечные профили земляного полотна автомобильных дорог (кро­ме случаев индивидуального проектирования) принимают по типовым проектам. Принципиальные типовые проектные решения поперечных профилей насыпей и выемок представлены на рис. 24.4.

Все параметры поперечного профиля земляного полотна (число по­лос движения, ширина полосы движения, ширины укрепленных полос и обочин, ширина земляного полотна (в бровках), уклоны элементов по­перечного профиля и т. д.) нормируются действующими строительными


*УЦШ

Рис. 24.4. Принципиальные схемы поперечных профилей типовых насыпей

и выемок:

а — насыпь из привозного грунта; б — насыпь высотой до 1.5 м; в — насыпь на косогоре;

г — насыпь высотой до 6 м; д — насыпь из боковых резервов; е — насыпь из бокового

резерва на косогоре; ж — раскрытая выемка глубиной до 1 м; э — выемка глубиной от 2

до 12 м в слабых грунтах; и — выемка в глинистых грунтах

нормами и правилами. Ширину земляного полотна для автомобильных дорог различных категорий принимают: для 4-х полосных дорог I катего­рии — 27,5—28,5 м, для дорог II категории — 15 м, для III категории — 12 м, для IV категории — 10 м и для V категории — 8 м.

а> I б)

Р и с. 24.5. Схема к определению рабочих отметок земляного полотна: а — в выемке; б — в насыпи


Разницу между высотой (отметкой) поверхности земли по оси дороги и высотой (отметкой) бровки земляного полотна, определяющую высоту насыпи или глубину выемки, называют рабочей отметкой (рис. 24.5).

На участках закруглений в плане при устройстве виражей рабочие от­метки обычно исчисляют по внутренней бровке земляного полотна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: