Поперечный профиль — это сечение автомобильной дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси.
На верхней части земляного полотна находится проезжая часть, т. е. та полоса, на которой устраивают дорожную одежду и непосредственно по которой происходит движение автотранспорта (рис. 24.3, а). На автомагистралях проезжую часть устраивают раздельно для обеспечения движения автомобилей в каждом направлении, предусматривая сооружение между ними разделительной полосы (рис. 24.3, б).
а) б) |
Р и с. 24.3. Элементы поперечного профиля автомобильных дорог:
а — с одной проезжей частью; б — с двумя проезжими частями и разделительной полосой:
/ — земляное полотно; 2 — обочина; 3 — проезжая часть; 4 — внутренний откос боковой
канавы; 5 — бровка насыпи; 6 — кромка проезжей части; 7 — ось проезжей части; 8 — ось
дороги; 9 — укрепленная полоса; 10 — внешний откос боковой канавы; 11 — откос насыпи;
12 —разделительная полоса
По бокам к проезжей части примыкают обочины — полосы земляного полотна, предназначенные для временной стоянки автомобилей, размещения дорожно-строительных материалов во время дорожных ремонтных работ и способствующие безопасности движения. Вдоль проезжей части на обочинах устраивают укрепленные полосы, предназначенные для предотвращения разрушения кромки проезжей части при случайных съездах колес автомобилей с проезжей части и позволяющие полностью использовать проезжую часть для проезда автомобилей.
|
|
Для обеспечения стока воды с верхней части земляного полотна, проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны в обе стороны от оси дороги к бровкам земляного полотна. При устройстве виражей на закруглениях верхней части полотна автомобильных дорог придают односторонний поперечный уклон, направленный в сторону центра закругления.
Проезжая часть и обочины примыкают к прилегающей местности правильно спланированными плоскостями — откосами, крутизну которых назначают в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки; обеспечения незаносимости дороги снегом; гармоничного сочетания ее с прилегающим ландшафтом; обеспечения безопасности движения устойчивости откосов и экономических соображений. Обычная крутизна откосов насыпей и выемок лежит в пределах от 1:1,5 до 1:4. При разработке земляного полотна в прочных скальных грунтах крутизна откосов может быть увеличена до 1:0,2, а внешних откосов мелких выемок для обеспечения переноса снега наоборот уменьшена до 1:5 и менее.
Поперечные профили земляного полотна автомобильных дорог (кроме случаев индивидуального проектирования) принимают по типовым проектам. Принципиальные типовые проектные решения поперечных профилей насыпей и выемок представлены на рис. 24.4.
|
|
Все параметры поперечного профиля земляного полотна (число полос движения, ширина полосы движения, ширины укрепленных полос и обочин, ширина земляного полотна (в бровках), уклоны элементов поперечного профиля и т. д.) нормируются действующими строительными
*УЦШ
Рис. 24.4. Принципиальные схемы поперечных профилей типовых насыпей
и выемок:
а — насыпь из привозного грунта; б — насыпь высотой до 1.5 м; в — насыпь на косогоре;
г — насыпь высотой до 6 м; д — насыпь из боковых резервов; е — насыпь из бокового
резерва на косогоре; ж — раскрытая выемка глубиной до 1 м; э — выемка глубиной от 2
до 12 м в слабых грунтах; и — выемка в глинистых грунтах
нормами и правилами. Ширину земляного полотна для автомобильных дорог различных категорий принимают: для 4-х полосных дорог I категории — 27,5—28,5 м, для дорог II категории — 15 м, для III категории — 12 м, для IV категории — 10 м и для V категории — 8 м.
а> I б)
Р и с. 24.5. Схема к определению рабочих отметок земляного полотна: а — в выемке; б — в насыпи
Разницу между высотой (отметкой) поверхности земли по оси дороги и высотой (отметкой) бровки земляного полотна, определяющую высоту насыпи или глубину выемки, называют рабочей отметкой (рис. 24.5).
На участках закруглений в плане при устройстве виражей рабочие отметки обычно исчисляют по внутренней бровке земляного полотна.