При недопустимых отклонениях положения конструкций, элементов и строительных поверхностей от проектного положения выполняют дополнительные работы по доводке и обеспечению требуемой точности и качества строительно-монтажных работ.
Глава 24. ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Автомобильная дорога — это комплекс различных по назначению и конструктивным особенностям инженерных сооружений, предназначенных для безопасного движения автомобильного транспорта с расчетными скоростями и нагрузками.
Автомобильные дороги в России в соответствии с действующими нормативами по административному и народнохозяйственному значению делят на:
общего пользования;
подъездные к промышленным предприятиям;
внутрихозяйственные;
временные (автозимники, дороги лесозаготовительных предприятий и т.д.). 304
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения подразделяют на пять категорий:
|
|
Свыше 7000 авт/сут 1-а
»» 1-6
От 3000 до 7000 авт/сут II
От 1000 до 3000 авт/сут III
От 100 до 1000 авт/сут IV
До 100 авт/сут V
Дороги 1а категории — магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе международного сообщения). Это многополосные автомагистрали с разделительными полосами между разными направлениями движения, имеющие пересечения с автомобильными и железными дорогами любого значения, трамвайными линиями, пешеходными и велосипедными дорожками в разных уровнях (через путепроводы и тоннели).
Дороги I б и II категорий — автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения, имеющие пересечения в разных уровнях с автомобильными дорогами II и III категорий и с железными дорогами. Дороги I б категории — многополосные с разделительными полосами, а II категории — двухполосные без разделительных полос.
Дороги III — IVкатегорий — автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения, имеющие две полосы движения.
Дороги V категории — автомобильные дороги местного значения, имеющие 1—2 полосы движения.
Автомобильные дороги I — III категорий прокладывают, как правило, в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним.
Автомобильные дороги высоких (I—III) категорий имеют капитальные дорожные одежды: жесткие — с цементобетонными покрытиями и нежесткие — с асфальтобетонными покрытиями. Автомобильные дороги IV—V категорий могут иметь дорожные одежды с покрытиями облегченного капитального, переходного и низшего типов. Дорожные одежды устраивают на спланированном и уплотненном земляном полотне.
|
|
Кроме того, в состав комплекса сооружений автомобильных дорог входят: развязки движения в разных уровнях, включающие в себя путепроводы и эстакады; мостовые переходы, включающие большие и средние мосты, подходы и регуляционные сооружения; малые водопропускные сооружения, такие, как малые мосты с укрепленными подмостовыми
руслами, трубы круглые и прямоугольные, фильтрующие насыпи, переливаемые насыпи лоткового типа; сооружения системы дорожного водоотвода (боковые кюветы, нагорные канавы, прикромочные лотки, быстротоки, перепады, водобойные колодцы, дренажные устройства и т. д.); сооружения инженерного обустройства автомобильных дорог (автобусные остановки, площадки отдыха, дорожные знаки, разметка проезжей части и вертикальная разметка, ограждения, направляющие устройства, устройства освещения, снегозащитные полосы лесонасаждения и т. д.); здания и сооружения автотранспортной службы; на горных дорогах, кроме того, сооружают тоннели, лавинозащитные галереи, селепропускные сооружения и т. д.
Автомобильные дороги, их элементы и сооружения проектируют и строят в соответствии с действующими техническими условиями, нормами и правилами.
ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Автомобильная дорога, как и любое другое сооружение, может быть изображена в виде трех проекций: плана, продольного профиля и поперечных профилей.
Ось автомобильной дороги, представляющую собой в общем случае пространственную кривую, называют трассой.
Проекцию оси автомобильной дороги на горизонтальную плоскость называют планом трассы.
В простейшем случае трассу дороги представляют ломаным тангенциальным ходом с вписанными в углы поворота круговыми кривыми (рис. 24.1).
Р и с. 24.1. Простейшая трасса автомобильной дороги |
Закругления трассы в этом самом простом случае представляются следующими элементами (рис. 24.2, а): углом поворота 0, радиусом К, кривой К, тангенсом Г и биссектрисой Б. Геометрические элементы про-
а)
Рис. 24.2. Элементы простых закруглений: а — круговая кривая; б — круговая кривая со вспомогательными переходными
стых закруглений трассы связаны между собой следующими тригонометрическими соотношениями: тангенс
Г-*»§;
(24.1)
Кривая
К = К
_я9_ 180*
(24.2)
Биссектриса
(
Б = К
Зес — 1
К 2
(24.3)
Измерение длины трассы автомобильных дорог производят по прямым линиям, т. е. по ломаному тангенциальному ходу. Очевидно, фактическая длина трассы в связи с наличием криволинейных участков будет меньше, чем измеренная. В связи с этим на каждом закруглении вычисляют величину поправки — домера, представляющего собой разницу длин по прямым (тангенсам) и по кривой:
Д = 2Т-К.
(24.4)
Простые закругления в виде круговых кривых, вписанных в угол поворота, действующие нормы проектирования допускают применять при сравнительно больших радиусах кривых:
при К > 3000 м — на дорогах I категории;
при К > 2000 м — на дорогах II—V категорий.
При меньших радиусах кривых на участках въезда автомобилей на кривую и выезда с нее начинает проявляться несоответствие фактической траектории движения автомобиля и плана трассы автомобильной дороги. Это происходит в связи с тем, что водители, въезжая на кривую с прямого участка трассы, не могут мгновенно поставить передние колеса автомобиля под углом, соответствующим радиусу кривизны К и, наоборот, то же самое — при выезде с кривой на прямую.
Поэтому при К < 3000 м — на дорогах I категории и при К < 2000 м — на дорогах II—V категорий прямолинейные участки автомобильных дорог сопрягают с круговыми кривыми сравнительно короткими переходными кривыми (рис. 24.2, б).
|
|
Переходные кривые удовлетворяют принципу постепенного уменьшения радиуса по ее длине от К = оо в начале и до К = Кк в точке сопряжения переходной кривой с круговой радиуса Кк (см. рис. 24.2, б). Этому принципу отвечают лемниската Бернулли, кубическая парабола, клотоида и разного рода кривые переменной скорости (ПЕРС). В практике проектирования и строительства автомобильных дорог получили распространение два последних типа переходных кривых.
Минимальные длины / вспомогательных переходных кривых определяют из условия нормируемой величины нарастания центробежного ускорения:
,_ у3 (24.5)
47/Д '
где V — расчетная скорость движения автомобиля, км/ч; К — радиус круговой кривой, м; / = 0,5 м/с3 — нормируемая величина нарастания центробежного ускорения.
Длины вспомогательных переходных кривых традиционной, простой трассы сравнительно невелики и лежат в пределах /=20 * 120 м.