В продольном профиле моста

При недопустимых отклонениях положения конструкций, элементов и строительных поверхностей от проектного положения выполняют до­полнительные работы по доводке и обеспечению требуемой точности и качества строительно-монтажных работ.

Глава 24. ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Автомобильная дорога — это комплекс различных по назначению и конструктивным особенностям инженерных сооружений, предназна­ченных для безопасного движения автомобильного транспорта с расчет­ными скоростями и нагрузками.

Автомобильные дороги в России в соответствии с действующими нормативами по административному и народнохозяйственному значе­нию делят на:

общего пользования;

подъездные к промышленным предприятиям;

внутрихозяйственные;

временные (автозимники, дороги лесозаготовительных предприятий и т.д.). 304


Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участ­ках в зависимости от расчетной перспективной интенсивности движения подразделяют на пять категорий:

Свыше 7000 авт/сут 1-а

»» 1-6

От 3000 до 7000 авт/сут II

От 1000 до 3000 авт/сут III

От 100 до 1000 авт/сут IV

До 100 авт/сут V

Дороги 1а категории — магистральные автомобильные дороги обще­государственного значения (в том числе международного сообщения). Это многополосные автомагистрали с разделительными полосами между разными направлениями движения, имеющие пересечения с автомобиль­ными и железными дорогами любого значения, трамвайными линиями, пешеходными и велосипедными дорожками в разных уровнях (через пу­тепроводы и тоннели).

Дороги I б и II категорий — автомобильные дороги общегосударст­венного, республиканского, областного (краевого) значения, имеющие пересечения в разных уровнях с автомобильными дорогами II и III катего­рий и с железными дорогами. Дороги I б категории — многополосные с разделительными полосами, а II категории — двухполосные без разде­лительных полос.

Дороги III — IVкатегорий — автомобильные дороги республиканско­го, областного (краевого) и местного значения, имеющие две полосы дви­жения.

Дороги V категории — автомобильные дороги местного значения, имеющие 1—2 полосы движения.

Автомобильные дороги I — III категорий прокладывают, как прави­ло, в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним.

Автомобильные дороги высоких (I—III) категорий имеют капиталь­ные дорожные одежды: жесткие — с цементобетонными покрытиями и нежесткие — с асфальтобетонными покрытиями. Автомобильные до­роги IV—V категорий могут иметь дорожные одежды с покрытиями об­легченного капитального, переходного и низшего типов. Дорожные оде­жды устраивают на спланированном и уплотненном земляном полотне.

Кроме того, в состав комплекса сооружений автомобильных дорог входят: развязки движения в разных уровнях, включающие в себя путе­проводы и эстакады; мостовые переходы, включающие большие и сред­ние мосты, подходы и регуляционные сооружения; малые водопропуск­ные сооружения, такие, как малые мосты с укрепленными подмостовыми


руслами, трубы круглые и прямоугольные, фильтрующие насыпи, пере­ливаемые насыпи лоткового типа; сооружения системы дорожного водо­отвода (боковые кюветы, нагорные канавы, прикромочные лотки, быст­ротоки, перепады, водобойные колодцы, дренажные устройства и т. д.); сооружения инженерного обустройства автомобильных дорог (автобус­ные остановки, площадки отдыха, дорожные знаки, разметка проезжей части и вертикальная разметка, ограждения, направляющие устройства, устройства освещения, снегозащитные полосы лесонасаждения и т. д.); здания и сооружения автотранспортной службы; на горных дорогах, кро­ме того, сооружают тоннели, лавинозащитные галереи, селепропускные сооружения и т. д.

Автомобильные дороги, их элементы и сооружения проектируют и строят в соответствии с действующими техническими условиями, норма­ми и правилами.

ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Автомобильная дорога, как и любое другое сооружение, может быть изображена в виде трех проекций: плана, продольного профиля и попе­речных профилей.

Ось автомобильной дороги, представляющую собой в общем случае пространственную кривую, называют трассой.

Проекцию оси автомобильной дороги на горизонтальную плоскость называют планом трассы.

В простейшем случае трассу дороги представляют ломаным танген­циальным ходом с вписанными в углы поворота круговыми кривыми (рис. 24.1).


Р и с. 24.1. Простейшая трасса автомобильной дороги

Закругления трассы в этом самом простом случае представляются следующими элементами (рис. 24.2, а): углом поворота 0, радиусом К, кривой К, тангенсом Г и биссектрисой Б. Геометрические элементы про-



а)


Рис. 24.2. Элементы простых закруглений: а — круговая кривая; б — круговая кривая со вспомогательными переходными

стых закруглений трассы связаны между собой следующими тригономет­рическими соотношениями: тангенс


Г-*»§;


(24.1)


Кривая


К = К


_я9_ 180*


(24.2)


Биссектриса


(

Б = К


Зес — 1

К 2


(24.3)


Измерение длины трассы автомобильных дорог производят по пря­мым линиям, т. е. по ломаному тангенциальному ходу. Очевидно, факти­ческая длина трассы в связи с наличием криволинейных участков будет меньше, чем измеренная. В связи с этим на каждом закруглении вычисля­ют величину поправки — домера, представляющего собой разницу длин по прямым (тангенсам) и по кривой:


Д = 2Т-К.


(24.4)


Простые закругления в виде круговых кривых, вписанных в угол по­ворота, действующие нормы проектирования допускают применять при сравнительно больших радиусах кривых:

при К > 3000 м — на дорогах I категории;

при К > 2000 м — на дорогах II—V категорий.


При меньших радиусах кривых на участках въезда автомобилей на кривую и выезда с нее начинает проявляться несоответствие фактической траектории движения автомобиля и плана трассы автомобильной дороги. Это происходит в связи с тем, что водители, въезжая на кривую с прямого участка трассы, не могут мгновенно поставить передние колеса автомо­биля под углом, соответствующим радиусу кривизны К и, наоборот, то же самое — при выезде с кривой на прямую.

Поэтому при К < 3000 м — на дорогах I категории и при К < 2000 м — на дорогах II—V категорий прямолинейные участки автомобильных до­рог сопрягают с круговыми кривыми сравнительно короткими переход­ными кривыми (рис. 24.2, б).

Переходные кривые удовлетворяют принципу постепенного умень­шения радиуса по ее длине от К = оо в начале и до К = Кк в точке сопряже­ния переходной кривой с круговой радиуса Кк (см. рис. 24.2, б). Этому принципу отвечают лемниската Бернулли, кубическая парабола, клотои­да и разного рода кривые переменной скорости (ПЕРС). В практике про­ектирования и строительства автомобильных дорог получили распро­странение два последних типа переходных кривых.

Минимальные длины / вспомогательных переходных кривых опреде­ляют из условия нормируемой величины нарастания центробежного ус­корения:

,_ у3 (24.5)

47/Д '

где V — расчетная скорость движения автомобиля, км/ч; К — радиус круговой кривой, м; / = 0,5 м/с3 — нормируемая величина нарастания центробежного ускорения.

Длины вспомогательных переходных кривых традиционной, простой трассы сравнительно невелики и лежат в пределах /=20 * 120 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow