о1, о2,... об водпосты Р и с. 28.4. Ситуационный план мостового перехода
стов, а также границ разлива реки. На плане выделены участки, подлежащие подробной топографической съемке.
Детальную топографическую съемку для составления крупномасштабных планов и ЦММ выполняют, как правило, для окончательно установленного направления варианта мостового перехода. Размеры детальной топографической съемки устанавливают исходя из необходимости проектирования моста, подходов к нему, струенаправляющих дамб, струеотбойных траверсов, срезок пойменных берегов, спрямлений русел, берегоукреплений, строительных площадок, цементобетонных (ЦБЗ) и асфальтобетонных (АБЗ) заводов, площадок ВОХР и т. д. Размеры подводных съемок назначают исходя из необходимости оценки русловой ситуации в районе мостового перехода, типа и количественных характеристик руслового процесса, оценки условий судоходства и сплава. Топографические съемки выполняют обычно в масштабах 1:2000 для больших мостовых переходов и 1:1000 — для средних и малых мостовых пере-ходов!
Р и с. 28.5. Съемочное обоснование мостового перехода: / — замкнутый полигон; 2 — диагональный ход; 3 — висячий ход; 4 — микротриангуляция |
Ситуационным и топографическим съемкам предшествует создание съемочного обоснования. Обычно съемочное обоснование мостовых переходов создают в виде замкнутых полигонов с диагональными и, при необходимости, висячими ходами и микротриангуляцией (рис. 28.5).
Измерения горизонтальных углов ведут полным приемом с допустимой угловой невязкой /р = 1,5л/л. Измерение длин сторон полигона произ-
водят светодальномерами или компарированными лентами, или рулетками с допустимой относительной невязкой 1:2000. Эффективным является измерение длин линий светодальномерами или электронными тахеометрами, что особенно важно в связи с необходимостью измерения неприступных расстояний через водные преграды. Высоты съемочных точек, как правило, определяют геометрическим нивелированием с допустимой невязкой /к = +50 мм л/Ь, где Ь — длина двойного нивелирного хода, км.
Привязку съемочного обоснования производят к пунктам государственной геодезической сети или чаще — к трассе мостового перехода, при этом последнюю включают в съемочное обоснование.
Кроме топографической съемки планов, в состав геодезических работ при изысканиях мостовых переходов входят:
разбивка вариантов трассы (вешение линий, закрепление трассы, разбивка пикетажа, двойное нивелирование по оси трассы, съемка поперечников);
разбивка морфостворов и гидростворов, необходимых для выполнения гидравлических расчетов по морфометрическим характеристикам русла и пойм, а также для производства гидрометрических работ (рис. 28.6). Разбивку морфостворов и гидростворов часто производят методом тригонометрического нивелирования;
съемка продольного профиля реки, на который наносят профиль дна по фарватеру, профиль свободной поверхности потока при межени и высокой воде, бровки русла по правому и левому берегам, зафиксированные точки уровней высоких и исторических паводков и т. д. (рис. 28.7);
геодезическое обоснование гидрометрических работ (измерение скоростей течения и расходов воды; промеры глубин; измерение траекторий судов, плотовых составов, льдин и поплавков);
геодезическое обоснование инженерно-геологических работ (планово-высотная привязка геологических выработок, съемки карьеров и резервов грунта);
геодезические работы по обследованию существующих инженерных сооружений;