Элементы мостовых переходов

Автомобильные дороги пересекают многочисленные периодические водотоки, ручьи, реки, пруды и водохранилища.

Для перехода через водные преграды строят систему инженерных со­оружений, называемую переходом водотока.

Переходы через водотоки классифицируют по типам основного ис­кусственного сооружения. Для непосредственного пересечения водотока могут быть построены: постоянный мост — сооружение, пропускающее дорогу над водным препятствием (рис.28.1); транспортный тоннель — сооружение, пропускающее дорогу под водным препятствием (рис. 28.2); наплавной мост, пропускающий дорогу по понтонам в течение значи­тельной части года с положительными температурами; паром — подвиж-



* _3


Р и с. 28.1. Постоянный мост через реку:

1 — фундамент опоры; 2 — опора моста; 3 — береговой устой; 4 — металлическое

пролетное строение с ездой понизу; 5 — железобетонное пролетное строение с ездой поверху

ное специальное плавсредство, предназначенное для перевозки автомо­билей и автопоездов через водное препятствие; ледовая переправа—вре­менное сооружение, пропускающее дорогу по льду и являющееся заме­ной наплавному мосту или парому в зимнее время.



В).


  1?,— З-^С к—, т^ ' 1-\^  
  3.30        
(. 5- Ч 0,90   V
: а * || 1 %1    
ЧЯ1_ хт 7,50  
т^а —| ' ♦  

11.00


Рис. 28.2. Транспортный тоннель:

а — продольный профиль тоннельного перехода; б — поперечный профиль подводного

участка; в — поперечный профиль сухопутного участка; 1 — шахта; 2 — пионерная шахта

и штольня; 3 — пешеходный проход; 4 — тоннель для автотранспорта; 5 — вентиляционные

каналы; 6 — вытяжной канал; 7 — проезжая часть; 8 — покрытие


1Мостовой переход — это часть автомо-

Рис. 28.3. План и продольный профиль мостового перехода: / — мост; 2 — подходы к мосту; 3 — струенаправляющие дамбы; 4 — струеотбойные траверсы; I — III — характерные участки продольного профиля

бильной дороги, представляющая собой комплекс инженерных сооружений (рис. 28.3), состоящий из моста, пересекающего собственно водоток; подходов к мосту — насыпей с укрепленными откосами, перио­дически подтапливаемых водой в паводки; регуляционных и защитных сооружений, призванных защищать мост и подходы от вредного воздействия водного потока.

Мост и подходы к нему являются основ­ными сооружениями транспортного назна­чения, по которым осуществляется движе­ние транспортных потоков. Регуляционные и защитные вспомогательные сооружения являются неотъемлемой частью мостового перехода, без которых в боль­шинстве случаев невозможно обеспечить сохранность и нормальную ра­боту основных сооружений перехода.

На реках с большой шириной разлива нередко кроме основного мос­та, перекрывающего русло реки, дополнительно устраивают один или не­сколько мостов на пойме. Для обеспечения круглогодичного проезда транспортных потоков мосты и подходы к ним устраивают, как правило, незатопляемыми (см. рис. 28.3).

Опоры мостов сооружают обычно из сборного или сборно-монолит­ного железобетона, а пролетные строения с ездой поверху и понизу дела­ют металлическими, сталежелезобетонными или железобетонными.

Опоры мостов фундируют на безопасную глубину с учетом неизбеж­ных понижений отметок дна подм остового русла (размывов). Проектные высоты проезда по насыпям подходов и пролетам моста должны обеспе­чивать мостовой переход от переливов в высокие паводки и обеспечивать беспрепятственный пропуск судов под судоходными пролетами.

Насыпи подходов и регуляционных сооружений подвержены вредно­му воздействию водного потока (волнобой, ледоход, продольные тече­ния) и поэтому их откосы и подошвы укрепляют специальными защитны­ми сооружениями (плоские сборные железобетонные или монолитные покрытия, каменные призмы — рисбермы и т. д.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: