Автомобильные дороги пересекают многочисленные периодические водотоки, ручьи, реки, пруды и водохранилища.
Для перехода через водные преграды строят систему инженерных сооружений, называемую переходом водотока.
Переходы через водотоки классифицируют по типам основного искусственного сооружения. Для непосредственного пересечения водотока могут быть построены: постоянный мост — сооружение, пропускающее дорогу над водным препятствием (рис.28.1); транспортный тоннель — сооружение, пропускающее дорогу под водным препятствием (рис. 28.2); наплавной мост, пропускающий дорогу по понтонам в течение значительной части года с положительными температурами; паром — подвиж-
* _3 |
Р и с. 28.1. Постоянный мост через реку:
1 — фундамент опоры; 2 — опора моста; 3 — береговой устой; 4 — металлическое
пролетное строение с ездой понизу; 5 — железобетонное пролетное строение с ездой поверху
ное специальное плавсредство, предназначенное для перевозки автомобилей и автопоездов через водное препятствие; ледовая переправа—временное сооружение, пропускающее дорогу по льду и являющееся заменой наплавному мосту или парому в зимнее время.
|
|
В).
1?,— | З-^С | к—, | т^ ' | 1-\^ | ||
3.30 | ||||||
(. 5- | Ч | 0,90 | V | |||
: а * || 1 | %1 | |||||
ЧЯ1_ | хт | 7,50 | ||||
т^а —| | ' ♦ |
11.00
Рис. 28.2. Транспортный тоннель:
а — продольный профиль тоннельного перехода; б — поперечный профиль подводного
участка; в — поперечный профиль сухопутного участка; 1 — шахта; 2 — пионерная шахта
и штольня; 3 — пешеходный проход; 4 — тоннель для автотранспорта; 5 — вентиляционные
каналы; 6 — вытяжной канал; 7 — проезжая часть; 8 — покрытие
1 ■ Мостовой переход — это часть автомо-
Рис. 28.3. План и продольный профиль мостового перехода: / — мост; 2 — подходы к мосту; 3 — струенаправляющие дамбы; 4 — струеотбойные траверсы; I — III — характерные участки продольного профиля |
бильной дороги, представляющая собой комплекс инженерных сооружений (рис. 28.3), состоящий из моста, пересекающего собственно водоток; подходов к мосту — насыпей с укрепленными откосами, периодически подтапливаемых водой в паводки; регуляционных и защитных сооружений, призванных защищать мост и подходы от вредного воздействия водного потока.
Мост и подходы к нему являются основными сооружениями транспортного назначения, по которым осуществляется движение транспортных потоков. Регуляционные и защитные вспомогательные сооружения являются неотъемлемой частью мостового перехода, без которых в большинстве случаев невозможно обеспечить сохранность и нормальную работу основных сооружений перехода.
|
|
На реках с большой шириной разлива нередко кроме основного моста, перекрывающего русло реки, дополнительно устраивают один или несколько мостов на пойме. Для обеспечения круглогодичного проезда транспортных потоков мосты и подходы к ним устраивают, как правило, незатопляемыми (см. рис. 28.3).
Опоры мостов сооружают обычно из сборного или сборно-монолитного железобетона, а пролетные строения с ездой поверху и понизу делают металлическими, сталежелезобетонными или железобетонными.
Опоры мостов фундируют на безопасную глубину с учетом неизбежных понижений отметок дна подм остового русла (размывов). Проектные высоты проезда по насыпям подходов и пролетам моста должны обеспечивать мостовой переход от переливов в высокие паводки и обеспечивать беспрепятственный пропуск судов под судоходными пролетами.
Насыпи подходов и регуляционных сооружений подвержены вредному воздействию водного потока (волнобой, ледоход, продольные течения) и поэтому их откосы и подошвы укрепляют специальными защитными сооружениями (плоские сборные железобетонные или монолитные покрытия, каменные призмы — рисбермы и т. д.).